British American Tobacco договорилась о продаже российского бизнеса
ВАТ поставляет в российские магазины такие марки сигарет, как Dunhill, Kent, Vogue, Rothmans, Pall Mall, Lucky Strike и «Ява», а также устройство для нагревания табака Glo и стики Neo. Она пыталась продать российский бизнес с марта прошлого года
Читать на полной версииОбновлено в 14:10
Компания British American Tobacco объявила, что смогла наконец договориться о продаже своего российского бизнеса: он уйдет консорциуму во главе с российским менеджментом. Ожидается, что сделка будет подписана в течение следующего месяца, ее сумма не сообщается.
О своем уходе с российского рынка и передаче производства местному менеджменту ВАТ заявляла еще в марте 2022 года, однако только сейчас смогла достигнуть каких-то конкретных договоренностей.
Кроме того, в начале года в компании заявили, что не уверены в возможности окончательно закрыть сделку о передаче бизнеса до конца 2023 года.
О причинах такого долгого заключения сделки и перспективах компании на российском рынке рассказывает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
— Для крупных компаний, у которых разветвленные цепочки поставок, безусловно, чтобы изменить цепочки поставок и чтобы новые цепочки обеспечивали производство должным объемом сырья, требуется время. Нужно наладить и новые цепочки и убедиться, что они способны делать необходимые по объему и по качеству поставки, и зачастую нужны дополнительные процедуры контроля качества и многое-многое другое. В целом вывод структуры за рамки действующей производственной инфраструктуры и такой агломерации — это всегда длительный процесс, и это не происходит ни в коем случае за месяц, два или три. Потому что если это делать так быстро, то, по сути дела, будет разрыв логистических цепочек, это приведет к остановкам производства, к дополнительным убыткам, к потере доли рынка, к негативным слухам и так далее.
— С вашей точки зрения, почему сам процесс передачи бизнеса российскому менеджменту настолько затянулся?
— Все сделки по слияниям и поглощениям — это всегда длительный процесс. Даже до текущей рыночной ситуации сделка могла длиться год-два или даже более длительный период времени. Сейчас, кроме коммерческих переговоров с покупателем или с принимающей компанией, стороной, нужно еще получить ряд дополнительных соглашений. Кроме тех документов и соглашений, которые оформляются между продающей и покупающей или принимающей сторонами, нужно получить определенное согласование от чиновников. Поэтому в целом такие крупные сделки — это всегда длительный процесс, а в текущих реалиях он занимает еще больше времени.
— Перспективы бизнеса с измененной структурой на территории России и на российском рынке насколько радужны?
— Перспективы в целом у компании достаточно неплохие, потому что в России, здесь я бы мою личную оценку сказал, к сожалению, крайне высока доля курильщиков, поэтому это сегмент достаточно стабильный, спрос на него достаточно большой, поэтому у компании перспективы неплохие.
В феврале в British American Tobacco отмечали, что не уверены, что смогут закрыть сделку по продаже российских активов до конца года. В интервью Financial Times гендиректор Джек Боулз говорил, что больше всего опасается за сохранность цепочки поставок и штата сотрудников.
На протяжении процесса передачи бизнеса продукция компании производится и поставляется торговым партнерам без перебоев, отмечали в пресс-службе компании. В схожей с ВАТ ситуации находится один из ее главных конкурентов — табачная корпорация Philip Morris International. Ее марки — Marlboro, Parliament, Chesterfield, L&M, Next, стики для Iqos. Свои активы в России Philip Morris оценила в 2,5 млрд долларов. Компания пока также имеет проблемы с продажей российского бизнеса.
Впрочем, переживать за поставки сигарет в Россию не стоит, так как большую часть производят здесь, а сырье можно поставлять по льготным условиям из ЕАЭС, говорит эксперт табачной отрасли Вадим Желнин:
— У нас же нет таможенного контроля в рамках ЕврАзЭС, и из-за разницы акцизов сигареты из стран с низкими акцизами едут в страны с высокими акцизами. Обычным курильщикам беспокоиться не нужно. Все действия на территории Белоруссии у того, кто покупает, абсолютно легальны. Нелегальным является факт продажи белорусских сигарет в России. Но нет никакого законодательного акта, который бы позволял наказывать тех, кто продает белорусские сигареты в России.
— В ситуации, когда крупная международная компания со своими каналами поставок уходит с рынка, достаточно ли остается источников поставки сырья и насколько быстро их можно задействовать?
— У нас четыре больших компании: ВАТ, JTI, Philip Morris и Imperial Tobacco. Все работают. Там идет довольно сложная игра в виде заявлений, что мы прекращаем инвестировать, но в табачной лавке продукция Philip Morris есть, продукция JTI есть, продукция ВАТ есть, никуда же не денется. Санкт-Петербург — табачная столица, там теперь все производится. Там и ВАТ главная фабрика, и JTI, и Philip Morris.
Сейчас консорциум возглавляют члены управленческой команды «БАТ Россия», после закрытия сделки он будет называться ITMS Group. Сделка будет подписана в октябре, ее сумма не раскрывается.
После передачи активов головной офис British American Tobacco больше не будет связан с российским и белорусским бизнесом, подчеркнули в компании. Изменится ли как-то ассортимент? Вот что думает главред отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев:
— То изменение, которое сейчас объявлено, это формальная юридическая процедура в значительной мере. Она никак не отражается на бизнес-процессах, нигде не ломает никакие цепочки поставок, это все уже было отлажено за последние полтора года в новых условиях работы, поэтому этот факт никак не повлияет. Те же люди, те же контракты, все то же самое, все будет очень стабильно.
— Схема не изменится. А поставщики из ближнего зарубежья?
— Это тайна за семью печатями у каждой компании, кто их поставщики. Они, конечно, есть и внутри страны российские, есть и зарубежные, есть и ближнее зарубежье. Там же десятки наименований в номенклатуре материалов, которые необходимы для производства сигарет, да и табаков тоже десятки вариантов сортов. То есть все это сложная логистика, но я думаю, сейчас она уже отработана, отлажена у компании достаточно надежно.
— Что будет с линейкой продуктов, будут ли изменяться бренды, названия и так далее?
— Если такие решения были уже приняты на уровне менеджмента компании или нового менеджмента, то они произойдут. Если нет, то ничего не изменится. То есть это не является причиной для изменения ассортимента, я бы так сказал. Если подписаны все лицензионные договоры на использование всех брендов, то все будет, как было. Потребитель и торговля, торговые партнеры не почувствуют этих изменений никоим образом.
ВАТ поставляет в российские магазины такие марки сигарет, как Dunhill, Kent, Vogue, Rothmans, Pall Mall, Lucky Strike и «Ява», а также устройство для нагревания табака Glo и стики Neo. Как стало известно, все торговые марки ВАТ также останутся у российских владельцев бизнеса и не исчезнут с полок магазинов.