«Инвестиций из России может быть больше»
Доля российских инвестиций во французскую экономику не превышает 3%, хотя могла бы быть больше. Во Францию инвестируют в основном промышленные и софтверные компании из России, рассказал BFM.ru посол Франции по зарубежным инвестициям Давид Аппиа
Читать на полной версииФранция привлекательна для иностранных инвесторов своим стратегическим положением в самом центре Европы, крупнейшего мирового рынка более чем с 500 млн потребителей, и приверженностью инновациям. Чтобы инвесторам, развивающим «зеленые» технологии, было удобнее, во Франции для них разработаны одни из самых щедрых в мире налоговых льгот. Российское присутствие во Франции более чем скромное, удельный вес инвестиций из России составляет всего несколько процентов. Очевидно, что цифра могла бы быть больше, рассказал BFM.ru посол Франции по зарубежным инвестициям, президент и гендиректор Агентства инвестиций во французскую экономику (IFA) Давид Аппиа (David Appia). Интервью с ним BFM.ru представляет в рамках проекта «Месяц Франции».
— Какую долю занимают российские инвестиции во французскую экономику?
— 3%. В абсолютных цифрах это около 1 млрд евро, в 2008 году сумма инвестиций составила 134 млн евро. В последние несколько лет во Францию инвестируют 15 российских компаний, в основном промышленных и софтверных. Российское участие могло быть больше, именно поэтому открыли представительство IFA в России. Кроме того, в июне мы будем присутствовать на экономическом форуме в Петербурге, чтобы встретиться с бизнесменами, представителями власти, обзавестись новыми контактами.
— Есть ли различия между российскими инвесторами и инвесторами из других стран?
— Нет, никаких различий нет. Мы работаем с ними так же, как с остальными.
— Насколько мне известно, лет 10 назад во Франции экспорт прямых инвестиций значительно превышал импорт. С чем это было связано и изменилось ли соотношение сейчас?
— Франция стала более открытой страной для инвесторов. В 2008 году в рейтинге инвестиционной привлекательности, составленном Конференцией ООН по торговле и развитию, Франция заняла второе место, в 2009 в том же рейтинге — третье. Во Франции работает более 22 тысяч иностранных компаний. 39% бумаг, торгующихся на фондовой бирже во Франции, принадлежат иностранцам. 30 тысяч французских фирм представлены за рубежом. Наша экономика открыта миру, она важный игрок глобальной экономики.
— Если говорить о Еврозоне, то какое место в рейтинге инвестиционной привлекательности занимает Франция?
— В 2008 году по инвестициям в целом мы были на первом месте, по прямым иностранным инвестициям — на втором. Более свежие данные вот-вот должны появиться.
— Существует мнение, что инвестиционный климат во Франции не такой привлекательный, как, например, в США или Великобритании, что объясняют особенностями французской модели развития.
— Я не могу согласиться с этим мнением, потому что, если смотреть на долю иностранных инвестиций и сравнивать с валовым национальным продуктом разных европейских стран, Франция будет на первом или втором месте. У нас очень благоприятный климат для бизнеса.
В последние 2-3 года французское правительство начало реформирование многих аспектов экономики. В первую очередь, это улучшение бизнес-климата, условий, при которых компании смогут вести бизнес во Франции. Иностранному бизнесу не приходится беспокоиться о каких-то регулятивных проблемах, если хочется инвестировать, можно спокойно этим заниматься. Конечно, в некоторых секторах экономики, например, в том, что касается государственной безопасности, нужно получить добро и зеленый свет, но таких ситуаций очень мало.
С прицелом на будущее для Франции очень важна стимуляция инноваций. Есть очень хороший пример, он связан с налоговыми льготами. Года два назад французское правительство начало предоставлять стимулирующий налог, а также налоговые скидки для компаний, которые занимаются исследованиями и разработками. 30% от первых 100 млн. евро, потраченных на исследования, исключаются из суммы, подлежащей обложению налогом, так же, как те 5%, которые выше этого порога.
В первый год претенденты получают 50% скидку на налоговый залог, во второй — 40%. Налоговый залог на исследования снижает французский корпоративный налог на 25,7%.
Миссия нашего агентства — увеличивать и упрощать международные капиталовложения во Францию. Во-первых, мы информируем иностранные компании о Франции, ее бизнес-климате, нормативно-правовой базе, объясняем смысл реформ.
После того, как инвестор решит прийти во Францию, мы сопровождаем его бизнес: помогаем выбрать место, убеждаемся в том, что компания получает поддержку от региональных властей, порой помогаем найти участок, который был бы удобен для проекта. В некоторых ситуациях мы можем помочь топ-менеджменту компании связаться с представителями власти, ускорить процесс согласования.
У нас 22 мировых представительства, в том числе в Москве. Оно, как мне кажется, поможет привлечь новые инвестиции из России.
— Во сколько оценивается приток иностранных инвестиций во Францию?
— В прошлом году, согласно данным UNCTAD, мы привлекли около 150 млрд долларов от иностранных компаний. Если фокусироваться на прямых инвестициях, в прошлом году привлекли 639 новых инвестиционных проекта.
— Основной инвестор во французскую экономику — кто он? В какие отрасли идет приток инвестиций?
— Это большие транснациональные компании из разных стран. В прошлом году на наш рынок пришли 45 компаний из разных стран. Самые крупные инвесторы — США и Германия, но обычно 65% новых инвестиционных проектов приходят из Европы, затем идут Северная Америка и Азия.
Что касается секторов, то они очень разные. Примерно треть новых проектов из Германии связана с экологическими технологиями. Много инвесторов в автомобильной, фармацевтической и телекоммуникационной отраслях. Много компаний занимается инновациями.
— Снизился ли объем инвестиций в кризисный год?
— В целом мировой уровень инвестиций снизился на 30% и более. Но если говорить о прямых инвестициях, во Франции мы не увидели серьезного падения. В 2007 мы привлекли 624 новых иностранных проекта, в 2008 —621, в 2009 году — почти 640 проектов. То есть, даже не смотря на кризис, мы нестали привлекать меньше проектов. Это хорошие новости, они означают, что Франция привлекательна для инвесторов и в сложные времена.