Bloomberg: удары по черноморским портам сигнализируют о расширении рамок конфликта
Так информационное агентство оценивает последствия украинских атак возле Новороссийска и Керченского моста. Оно ожидает рост стоимости фрахта зерновозов и цен на продовольствие и пишет о рисках для европейских покупателей казахстанской нефти
Читать на полной версииУкраинские атаки на российский танкер «Сиг» и десантный корабль ВМФ России к востоку от Крымского полуострова могут в ближайшее время привести ко взлету стоимости фрахта в Черном море, пишет Bloomberg со ссылкой на западных аналитиков. Агентство указывает, что произошедшее создает первую за время конфликта угрозу для черноморских торговых путей России, по которым следует более 15% российского экспорта нефти и большая часть поставок зерна. Как указано в материале, в понедельник зерновые фьючерсы в Чикаго в моменте росли на 3%, и, по мнению собеседников издания, дальнейшая эскалация может быть «непредсказуемой».
Существенны ли риски для российского экспорта зерна? Комментирует главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев:
Николай Лычев главный редактор портала Agrotrend.ru «Есть два рынка: фьючерсов и реального товара. На втором рынке мы этого движения не видим, цены стабильны, ничего не происходит — рынок отыграл вопросы атак в Черном море. Поэтому срочный рынок их никак не выделяет, а фундаментальный рынок, то есть рынок реальных поставок, их уже учел и не растет. Все понимают, что это очередное обострение, что это очередное нарушение правил зерновой сделки и это не приведет ни к какому росту цен на зерно. Может быть, плюс 2-3%, потому что рынок, в том числе спекулятивный, фундаментальный, заложил в свои стратегии поведения на будущие полгода непродление зерновой сделки».
Скачок стоимости фрахта может сказаться и на нефтяном рынке. Через Черное море, в особенности с учетом резкого роста доли морских поставок в структуре экспорта российской нефти, на мировой рынок поступают не только топливо из России, но и нефть из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум. После ударов по российским судам Киев демонстративно объявил российские порты на Черном море зоной «военной угрозы». Как указывают собеседники Bloomberg, если не прекращение, то подорожание фрахта может сказаться на европейской энергетике, но пока стоимость нефти не показывает заметной динамики.
О значении Черного моря для российского экспорта рассказывает замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев:
Сергей Кондратьев замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов «Черноморское направление достаточно значимо. За первое полугодие этого года более 15 млн тонн именно российской нефти было отгружено в порту Новороссийска. Если принимать во внимание объемы, которые были поставлены по КТК из Казахстана, речь идет о более чем 44 млн тонн. Я думаю, что в краткосрочной перспективе мы можем увидеть рост ставок страхования и увеличение стоимости фрахта. Это, наверное, будет приводить к тому, что экспорт через эти порты может стать менее выгодным, чем, например, отгрузки через Балтику. При этом я не думаю, что увидим серьезное сокращение отгрузок с Азовского и Черного морей. Эти порты значимы. Я бы сказал, что они значимы не только для российского экспорта нефти, они значимы для мировой нефтеторговли в целом. Поэтому в случае если ситуация будет ухудшатся, это будет означать и серьезное повышение цен, в том числе для европейских покупателей, потому что основные объемы нефти из Казахстана сейчас идут как раз на европейский рынок».
В понедельник, 7 августа, Владимир Зеленский пригрозил, что если Россия продолжит блокировать зерновой коридор в Черном море, то она — цитата по РИА Новости — «останется без судов». Как выразился президент Украины в интервью латиноамериканским СМИ, у Киева «не так много оружия», но он делает то же самое, что и Россия, что является «справедливой защитой своих возможностей».
Москва по выходу из зерновой сделки предупредила, что следующие к украинским портам сухогрузы в Черном море будут считаться «потенциальными перевозчиками грузов военного назначения», но ударов по гражданским судам российская сторона не наносила. МИД России на выходных назвал удар по танкеру в Керченском проливе «варварской акцией» и «террористической атакой», которая грозила не только гибелью его экипажу, но и несла угрозу масштабной экологической катастрофы. В ведомстве подчеркнули, что организаторы атаки «неминуемо понесут наказание».