Произойдет ли внешняя интервенция в Нигер?
Западноафриканское экономическое сообщество ЭКОВАС поставило захватившим власть в Нигере военным ультиматум, срок которого истек в воскресенье. Сообщество не исключает военной интервенции в Нигер, чтобы вернуть власть свергнутому президенту Базуму. Но действительно ли страны ЭКОВАС готовы к вводу войск в Нигер?
Читать на полной версииВ воскресенье тысячи сторонников авторов переворота в Нигере собрались на стадионе в столице страны Ниамее, протестуя против ультиматума, выдвинутого Западноафриканским экономическим сообществом ЭКОВАС, срок которого истек вечером этого же дня. На кону — возможное вооруженное вмешательство со стороны соседних стран. Насколько велик риск того, что в Западной Африке начнутся боевые действия?
Чуть более недели назад западноафриканские государства, входящие в региональный блок ЭКОВАС, дали заговорщикам Нигера срок на то, чтобы сложить оружие и вернуть к власти находящегося под фактическим домашним арестом президента Мохаммеда Базума.
Но, несмотря на то что некоторые соседние страны, обладающие серьезной армией, например Нигерия и Сенегал, дали понять о своей готовности принять участие в возможной военной интервенции, по ее поводу существует также и немало критики. В том числе и внутри самой Нигерии, страны с общей 1500-километровой границей с Нигером, с населением в 215 млн человек, с самой серьезной армией региона. Члены нигерийского сената призвали своего президента Болу Тинубу «усилить вариант» политико-дипломатического решения кризиса.
Сенаторы упирают на то, что применение вооруженных сил за пределами страны, когда нет неминуемого риска для национальной безопасности Нигерии, противоречит ее конституции. Стоит надеяться, что именно африканцы найдут сейчас наиболее правильный выход из сложившейся ситуации, считает ведущий сотрудник Института Африки РАН Евгений Корендясов:
Евгений Корендясов ведущий сотрудник Института Африки РАН «Тенденция того, что африканские проблемы решались самими африканцами на национальном и межнациональном уровне, на региональном и субрегиональном уровнях, набирает силу, и она оказывается более эффективной, чем вмешательство со стороны западных стран и других держав. Нигерия, Сенегал — это очень уважаемые, влиятельные страны на Африканском континенте и в западноафриканском регионе в особенности. Они выдвигают решения, адекватные африканскому менталитету и условиям. Африканцы редко и неохотно прибегают к силовым методам решения проблем».
Если не считать Мали и Буркина-Фасо, которые потенциально, хотя и очень гипотетически могли бы вступиться за авторов переворота в Нигере, в регионе две самые значимые с военной точки зрения силы — это все же Нигерия на юге и Алжир на севере. Но Алжир, который к тому же не является членом ЭКОВАС, — безусловный противник силового решения проблемы, уверен директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов:
Андрей Маслов директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ «Алжир однозначно против военного вмешательства. Сказали, что Сирия и Ливия не должны повториться. Президент Алжира достаточно веско дал понять, что они против военной операции, будь то ЭКОВАС, французы или американцы. Они не видят перспектив. Если смотреть на сосредоточение ресурсов, войск, то военный потенциал Алжира несравним с нигерийским. Нигерийцам нужна также еще возможность задействования своей армии в плюс к силам быстрого реагирования ЭКОВАС, в которых Нигерия тоже играет ключевую роль, но на это сенат не дал разрешения президенту. Поэтому президент сейчас перед сложным выбором стоит, потому что полной политической поддержки операция внутри Нигера не имеет».
Несмотря на опасения, которые они выражают по поводу риска роста джихадистского влияния в этом регионе, западные страны, в первую очередь Франция, у которой на военной базе рядом со столицей Нигера развернуто 1,5 тысячи очень хорошо обученных солдат из антитеррористических подразделений, вмешиваться в ситуацию тоже, совершенно очевидно, совсем не стремятся. Но происходящее, в том числе и то, что путчисты заявили о том, что с четверга они расторгают соглашение Ниамея с Парижем о контртеррористической борьбе, при некоторых дополнительных условиях, по мнению некоторых обозревателей, может поменять текущую позицию Елисейского дворца.