Выселение российских детей из турецкого отеля: как наказать виновного туроператора и виноват ли отель?
Часть выселенных из турецкого отеля детей возвращаются в Россию, часть остаются на отдых в других отелях Турции. Туроператор «Колибри» так и не найден. В процедуре покупки туров вскрылась масса нарушений закона: оплата шла на карту физлица. Удастся ли родителям вернуть деньги за путевки?
Читать на полной версииДетский отдых в Турции с изгнанием из отеля посреди ночи. Третьи сутки продолжается история с незапланированным возвращением школьников из Кемера в Россию. Их — примерно 70 человек — выставили из отеля буквально посреди ночи, потому что турфирма «Колибри», у которой покупали путевки, не оплатила проживание.
Родителям пришлось экстренно организовывать переселение детей в другие гостиницы с помощью других туроператоров. То есть буквально платить дважды. Несколько групп детей уже вернулись на родину и делятся впечатлениями о том, каково это — ночевать на улице. Высказались все возможные ведомства и консульства, имеющие отношение к этому скандалу, но продавец странных туров до сих пор не найден.
Подросткам, которых отправили отдыхать в Кемер через турфирму «Колибри», пришлось столкнуться с суровой реальностью сорванного отдыха. Они успели пожить в отеле несколько дней, но в ночь со 2-го на 3 августа в их номера постучали сотрудники отеля и попросили их срочно освободить номера.
По соцсетям разлетелись видео о том, как подростки сначала воспринимают это как приключение, радостно кричат и сыпят фразами типа «Мама, я в «Колибри» или «Всю эту толпу выгнали на улицу просто по приколу», но под утро им уже было не до смеха, потому что кому-то пришлось спать в автобусе, а кому-то на асфальте на набережной.
Переселить их в другой отель удалось только к вечеру следующего дня. Все это время не было возможности нормально поесть, российские карты в Турции не принимают, депозит остался у отеля. Вожатые пытались помочь, но сами оказались в заложниках у «Колибри», выселенными.
В новый отель дети заселились до 5 августа. Кого-то сразу отправили домой, родители купили билеты. Кого-то переселяли уже дважды.
По данным генконсульства России в Турции на воскресенье, сейчас в анталийском Кемере остаются 20 детей и четверо сопровождающих взрослых. Остальные несколькими рейсами уже прибыли в Москву и Санкт-Петербург. Восьмерым ребятам отдых продлили еще на несколько дней. Родители за все платили дважды. Пытаются вернуть деньги — в районе 90 тысяч за каждую путевку — и привлечь «Колибри» к ответственности.
Но их с самого начала должны были насторожить и цены, и вообще весь механизм их взаимодействия с «Колибри», который на самом деле индивидуальный предприниматель Маркина и в реестре туроператоров не состоит — говорит Наталья Осипова, исполнительный директор ассоциации «Альянс туристических агентств»:
Наталья Осипова исполнительный директор ассоциации «Альянс туристических агентств» «Работали напрямую с объектом размещения, обманули, поиздевались над детьми. Когда туристы видят такую якобы завидную цену, 90 тысяч сумма, которую заплатили родители этих детей, она явно занижена, по-моему, раза в 1,5-2, это должно настораживать. Известно, что этот ИП — женщина. Туристы оплачивали отдых своих детей на карту физлица, что совершенно недопустимо. Должны быть официальные реквизиты, указанные в договоре юрлица, обязательно на руках у этих родителей должен был остаться кассовый чек, чего, естественно, у них нет. Чистой воды мошенничество. Детям сорвали отдых, мы все понимаем, как дети готовятся к поездкам: ожидание моря, солнца, общения. Дети столкнулись с такой реальностью, что и такое в жизни бывает».
Сейчас «Колибри», что называется, «ищут пожарные, ищет милиция». Подключились Роспотребнадзор, РСТ, генконсульство России в Турции. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова сообщила об обращении в Следственный комитет с просьбой организовать проверку по факту недобросовестного оказания услуг фирмой «Колибри».
Против ИП могут выдвинуть обвинения по нескольким статьям, поэтому ИП и скрывается. Как действовать покупателям туров, рассказал юрист, эксперт по защите прав туристов Эдуард Шалоносов:
Эдуард Шалоносов юрист, эксперт по защите прав туристов «Ко мне обращались пострадавшие от «Колибри» и сказали, что выселили детей, они действительно жили в автобусе. Пока ждут понедельника, вдруг что-то разрешится. Как родителям получить деньги? Нужно обращаться к тому, кто продал, это у нас «Колибри», с требованием предоставить данные об оплате в отеле. Второй шаг — мы идем в прокуратуру, пишем заявление. Пишем заявление в УБЭП — управление по борьбе с экономическими преступлениями — для того чтобы проверить перечисление денежных средств, движение и привлечь впоследствии генерального директора и бенефициаров к уголовной ответственности. Это все рабочие варианты».
Если раньше в сорванном отдыхе детей обвиняли только несостоятельную турфирму «Колибри», то сегодня претензии звучат еще и к турецкому отелю Omorfi Garden Resort. К слову, пятизвездочному.
В РСТ заявили, что выселение и расчет по всем правилам должно производиться в полдень. А не в два часа ночи, когда дети уже спят.
Кроме того, речь о несовершеннолетних, а со стороны работников отеля никакого участия к выставленным за порог подросткам замечено не было. Судя по видео, им даже не дали лежаки, чтобы спали хотя бы не на асфальте. Не говоря уже о воде и еде. Но предъявить обвинения отелю, похоже, можно только морально-нравственные. Взыскания за моральный вред в этом случае выглядят не очень состоятельными.