Возможно ли, как предложил Владимир Путин, пересадить всех чиновников на отечественные автомобили?
Предложение госслужащим передвигаться на произведениях отечественного автопрома звучит от российских властей далеко не впервые. Какие варианты существуют в сложившейся в отрасли ситуации?
Читать на полной версииЧиновники должны ездить на отечественных автомобилях, заявил президент Владимир Путин в ходе встречи с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности. При этом, по словам главы государства, министерства и ведомства просили продолжить закупки машин с упором на зарубежных производителей. Какой потенциал у идеи пересадить чиновников на российский автопром? Тему продолжит Иван Колыганов.
Сама по себе идея не нова. Больше четверти века назад, в 1997 году, ее выдвинул вице-премьер Борис Немцов. У президента Бориса Ельцина она нашла поддержку. Он выпустил распоряжение о запрете закупки иномарок для правительственных чиновников. Но через два года глава государства отменил распоряжение: российские «Волги» слишком часто ломались.
В последние месяцы призывы отказаться от зарубежных авто стали звучать все чаще. С похожими словами выступали спикер Госдумы Вячеслав Володин, глава Минфина Антон Силуанов. Отличной идею ожидаемо назвал руководитель «АвтоВАЗа» Максим Соколов.
На ум сразу приходят старые знакомые: «Лады», «Волги», «Москвичи» или даже УАЗ, у которого есть подходящая модель «Патриот». Эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков считает, что за отечественный автопром сойдут и собираемые в России «китайцы»:
Юрий Урюков эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха «У нас появляются производства локализованных китайских автомобилей, это и завод Haval под Тулой, в Калининграде собирают новые марки KAIYI и BAIC. На подходе, я думаю, и другие компании, которые на фоне таких заявлений и привилегий для локальных производств будут развивать местную сборку. Поэтому выбор достаточно широк, и уже сейчас чиновник любого ранга может подобрать себе автомобиль по вкусу».
Как условно «по классам» могут разделить чиновничьи авто? Для министров оставят Aurus. Для «начального» уровня можно использовать Lada Vesta или ее удлиненную версию Aura. А в среднем сегменте, подчеркивает Юрий Урюков, могут прижиться, например, внедорожники Haval. Китайские бренды постепенно расширяют присутствие в России.
После повышения утилизационного сбора действительно появился шанс для локального производства, хоть и искусственно созданный. Импортные машины теперь будут стоить значительно дороже.
Но вернемся назад. На рубеже веков российские заводы уже пытались создавать машины специально для чиновников. «Москвич» сделал два седана на базе модели 2141 с максимально русскими названиями: «Князь Владимир» и «Иван Калита». На «Иване Калите» даже недолго ездил московский мэр Юрий Лужков. У «АвтоВАЗа» были удлиненные «десятки» под именами «Премьер» и «Консул». «Консул» был почти лимузином. Специально удлиняли и «Волгу» на ГАЗе. Но все эти модели так и остались ретроэкзотикой и не приглянулись госслужащим.
В 2014 году премьер Дмитрий Медведев запретил чиновникам закупать иномарки. Но только заграничной сборки. А в те времена в России производили много западных брендов: Toyota, Ford, BMW, Audi. А потом открылся и завод Mercedes. В 2019 году требования по локализации для авто чиновников начали ужесточаться. Но черных Camry и «Майбахов» на улицах заметно меньше не стало. Почему? Говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Многие чиновники сейчас не покупают машины, а берут фактически транспортную услугу. Это и машина, и водитель. Получается, что вроде бы у ведомства нет машин на балансе или их мало, но при этом они за транспортные услуги деньги платят. Это один из способов обхода запрета на покупку автомобилей зарубежного производства. Даже в госзакупках всегда есть «дырки», когда говорится, что, если нет у аналога российского производства, можно покупать машины или другие товары зарубежного производства. Это всегда настраиваемый параметр. Можно настроить такие параметры по ширине салона, мощности двигателя, еще по чему-то, что ни один российский автомобиль не пройдет».
Самым распространенным автомобилем среди чиновников среднего звена остается Toyota Camry. На более высоком уровне популярны Audi, BMW и Mercedes. Любят там Lexus и Genesis. Сейчас их позиции теснит китайский бренд Tank. Если искать для госслужащих именно максимально локализованное российское производство, то тут либо ультрапремиальный Aurus, либо скромная Lada Vesta, подчеркивает Максим Кадаков. А посередине — пропасть.
После слов Владимира Путина «АвтоВАЗ» и «Москвич» оперативно заявили, что готовы обеспечить все нужды госсектора. Об этом же сообщили и в Минпромторге. Региональные чиновники пообещали поддержать инициативу президента собственным примером.
Однако на фоне все этой готовности агентство РИА Новости выпустило небольшую заметку. В ней неназванный источник (видимо, он не захотел от своего имени перечить президенту) сказал, что автопром в стране не обладает достаточными мощностями для обеспечения госзаказа.
Понятно, что одномоментно пересадить всех на отечественные авто не получится. Почему бы, пока российские заводы налаживают производство, не предложить госслужащим пользоваться такси и каршерингом? Эти отрасли в России очень развиты.