Обновлено в 13:36

В российском правительстве рассматривают проект изменений в правила дорожного движения. Там может появиться новое понятие: «средняя скорость движения транспортного средства». Речь идет о том, чтобы замерять время, которое автомобиль едет между двумя или несколькими камерами. Таким образом можно вычислить среднюю скорость, и если она окажется выше установленной, то водитель получит штраф. Кроме того, готовят поправки в Административный кодекс.

Штрафы за превышение средней скорости в России уже вводили, но их прекратили выписывать в 2021 году, поскольку Верховный суд указал, что в данном случае невозможно установить точное место правонарушения, как требует закон. Комментирует автоюрист, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:

— Можно написать в кодексе, что место и время нарушения не имеют значения, главное отметить, что где-то когда-то вы нарушили пункт правил и получаете за это штраф. Такое можно прописать в законе, но это будет выход за нормы юридической морали и этики, потому что это фактически нарушение права на защиту. Если обвинение носит не конкретный характер, а где-то там, в каком-то месте, в какое-то время вы нарушили, то это откровенный уклон в сторону монетизации штрафной системы. Такое категорически нельзя делать. Тем более Верховный суд отмечал в постановлениях по подобным делам, что выявление средней скорости не отвечает и требованиям профилактики нарушений. Если установлено, что машина проехала с некой средней скоростью данный участок, это не означает, что она двигалась именно с этой скоростью. Она могла ехать на этом участке в два раза быстрее, потом резко снизить ее. Возможно, здесь должно быть более строгое наказание за превышение на величину не 20 километров в час, а, например, 40 километров в час. Но при вычислении средней скорости определяется лишь предположительное нарушение, а это недопустимо.

— Обозначено возможное наказание за слишком низкую скорость, но водитель может остановиться на участке между камерами, как это проверить?

— В том-то и дело, что никак. Если водитель заехал на заправку, поменял колесо и так далее, то средняя скорость будет гораздо ниже, чем предписанная на этом участке. Поэтому измерение скорости, которая ниже рекомендуемой, должно быть через привычные нам системы, которые измеряют ее в моменте.

Штрафы за превышение средней скорости необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Скоростной режим нужно соблюдать. Скорость нужно измерять тем способом, который лучше подходит на конкретном участке дороги. Если это тоннель, тогда логично поставить контроль средней скорости и смотреть, чтобы люди и соблюдали дистанцию, и ехали корректно, равномерно, и не совершали рывков. Если это протяженные участки, то нужно ставить контроль моментальной скорости там, где есть опасные повороты, очаги и предочаги аварийности и смертности. Необходимо использовать механизмы так, как они задуманы. Дискуссия бессмысленна, нужно возвращать в нормативную базу среднюю скорость, тем более что регионы давно просят это [сделать]. Мы проводили социологическое исследование, опрашивали по телефону водителей по всей стране, как они относятся к методу средней скорости, справедливый он или нет, и большинство говорит: «Да, справедливо, и нам по большому счету без разницы». Поэтому мы уверены, что будет совсем несложно внести поправки в законодательство — и в КоАП, и в ПДД. Криминала здесь нет, ничего сложного и экстраординарного от органов власти не потребуется. Для автомобилистов история позитивная, потому что большая часть штрафов — это условные 81-83 километра в час, и чаще всего это ошибка водителя. Если бы он хотел сознательно превышать скорость, он ехал бы не на 22 километра в час быстрее, а на 39-40 километров в час. Метод контроля средней скорости позволяет нивелировать эти водительские ошибки, уклоны, [момент, что] где-то разгоняешься чуть больше, чем хотел бы, и так далее».

Для введения штрафов за превышение средней скорости необходимо было также решить проблему с подсудностью в случае, если участок трассы находится на территории нескольких регионов. В новых изменениях предлагается, чтобы штраф выписывал тот регион, в котором находится последняя камера, фиксирующая нарушение.