Путин и Эрдоган провели телефонный разговор. Состоится ли встреча?
Турецкая сторона по результатам телефонных переговоров объявила о подготовке встречи президентов на территории Турции, Москва была более сдержанна в формулировках. Кому больше нужна эта встреча и почему Турции важно, чтобы она прошла на ее территории?
Читать на полной версииВладимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган договорились о подготовке возможной встречи. Об этом сообщают в пресс-службе Кремля. Президенты России и Турции сегодня провели телефонные переговоры, в ходе которых обсудили возможную личную встречу лидеров стран. Канцелярия Эрдогана при этом сообщает, что речь идет о встрече на турецкой территории.
Кроме того, президенты обсудили возможность продления зерновой сделки и урегулирование на Украине. Путин заявил, что Россия вышла из зерновой сделки, поскольку российская ее часть никак не реализовывалась. Он подтвердил готовность России вернуться в сделку, как только Запад выполнит свои обязательства.
Также лидеры стран обсудили вопросы энергетики и выразили удовлетворение ростом взаимного товарооборота, который за 2022 год вырос в почти в два раза, а Эрдоган поблагодарил Путина за российские самолеты-амфибии, которые помогают бороться с лесными пожарами в стране. Турецкий президент выразил уверенность, что в этом году будет установлен рекорд по числу туристов из России.
О том, где состоится встреча двух президентов и состоится ли она вообще, Business FM поговорила с политологом Георгием Бовтом:
— Бросаются в глаза немного разные формулировки. В Кремле, например, заявили о возможной встрече, а канцелярия Эрдогана сообщает, что договоренность о встрече достигнута. Как вы думаете, в чем причина таких расхождений?
— Эти акценты разнились еще в мае, когда Эрдоган приглашал Путина в Турцию, тогда тоже реакция Кремля была довольно обтекаемой в каком-то смысле, что планы такие есть, сроков нет, и вообще, мол, неизвестно, где это будет, в Турции или, например, в Сочи, тоже тогда в Кремле оговаривали. Это объясняется, я думаю, примерно теми же соображениями, по которым Путин не поедет в ЮАР на саммит БРИКС. Турция — страна НАТО, Турция стала бы первой страной зарубежной, куда Путин отправился бы с визитом после предъявления ордера на арест от Международного уголовного суда. Турция не подписант Римского статута, она не признает Римский статут, и в этом плане опасаться нечего. Тем не менее, наверное, какие-то соображения по поводу возможных рисков все-таки имеются. Все-таки Эрдоган — это не Александр Григорьевич Лукашенко, мало ли чего там ему придет в голову, доверять никому до конца нельзя в этом плане. Кроме того, на территории Турции как страны — члена НАТО могут орудовать разведки и спецслужбы других государств. В этом плане опасения понятны, и в нынешней ситуации они, может быть, даже имеют какое-то основание под собой. Но вообще, Путину было бы комфортнее встречаться просто в Сочи или в Москве, и в этом плане, если Кремлю удастся добиться переноса площадки встречи в Сочи, в этом нет ничего плохого. Но Эрдоган, судя по всему, собирается настаивать на том, чтобы к нему в гости приехал российский президент, посмотрим, чем это закончится.
— А насколько важно для самого Эрдогана, чтобы встреча произошла на территории Турции?
— Это для него важно тоже. Это амбиции, это статус, это показать, что ты важный геополитический игрок. Зеленский ездил, вот сейчас Путин приедет. Но, кстати говоря, факт того, что Зеленский приезжал в Турцию, я думаю, тоже немаловажный контраргумент в рассуждениях Кремля. В голову, конечно, никому не залезешь, но тем не менее, чтобы не быть на равных в этом плане с президентом Украины, мол, тот приехал к Эрдогану, сейчас Путин поедет к Эрдогану, — как-то дискомфорт какой-то дипломатический от этого тоже имеется. А Эрдогану как раз важно показать, что он такой брокер мирового уровня, который пытается примирить непримиримое.
— В ходе сегодняшних телефонных переговоров Эрдоган сказал, что будет прикладывать усилия по возобновлению зерновой сделки. Как вы думаете, это будет главной темой, если встреча все-таки состоится? Или есть еще какие-то важные вопросы на повестке?
— Урегулирование на Украине теперь становится вечной, рутинной темой миротворчества, уже несколько десятков таких миротворческих инициатив, пока все без толку. А зерновая сделка, безусловно, важна и Турции, но я думаю, что она и России важна, что не всегда у нас акцентируется, но ситуация ухудшения санкционного давления в сельскохозяйственной области была бы совсем не на руку Москве как альтернатива этой самой сделке. Ну и потом уже есть признаки того, что какие-то корабли даже пытаются возить украинское зерно, и, в общем, их пока никто не потопил, так что они могут и продолжить это делать уже без участия России. Поэтому надо поторговаться и, конечно, что-то попытаться выторговать. Эрдоган раньше предлагал, чтобы расчетная площадка за российскую сельскохозяйственную продукцию была в Турции. То есть, например, Россельхозбанк не подключается к SWIFT, но возникает турецкая банковская прокладка, через которую идут платежи. Отдаленные налоги — это как «Газпром» принимает платежи за газ в рублях, но сначала принимает в валюте, так и здесь можно что-то такое изобразить. В общем, нужна какая-то формула, которая устроила бы все стороны, но включая, конечно, российскую. Поэтому я думаю, что поиски будут продолжены, еще примерно на это есть месяц до того, как будут заполнены элеваторы и склады новым урожаем.
Также в рамках телефонного разговора Владимир Путин сообщил Реджепу Эрдогану, что ведется проработка надежных вариантов поставок российского зерна нуждающимся странам, в том числе на безвозмездной основе. Россия настроена на взаимодействие с Турцией и другими заинтересованными странами в данном вопросе.