Обновлено в 20:38

Дороги, цены и долги. Доходы «Автодора» от оплаты проезда по федеральным трассам в первом полугодии выросли на 37% год к году, почти до 32 млрд рублей, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на бухгалтерскую отчетность компании. Расходы компании на управление дорогами увеличились примерно на 13%, до 38 млрд рублей. На реконструкцию магистралей «Автодор» потратил в полтора раза больше, чем год назад, примерно 196 млрд рублей. Что думают водители и эксперты?

Несмотря на рост доходов, госкомпания в долгах. Показатель долгосрочных заемных средств с начала года вырос до 620 млрд рублей. Это плюс 11%. Краткосрочные обязательства за тот же период увеличились почти на 30%, до 66,5 млрд рублей. Кредиторская задолженность выросла где-то в 1,5 раза и составила 50 млрд рублей.

«Автодор» управляет сетью трасс протяженностью более четырех тысяч километров. Их них более двух тысяч километров платные. В доверительном управлении у компании в том числе М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», ЦКАД. Сейчас строится скоростная трасса М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань». Потом ее планируют продлить до Екатеринбурга.

В каком ключе будут развиваться платные дороги в России, учитывая, что стоимость проезда по ним растет? Комментирует руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения», член общественного совета МВД России по Москве Константин Крохмаль:

Константин Крохмаль руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения», член общественного совета МВД России по Москве «Цены постоянно растут, поэтому и осилить платную дорогу может только компания, которая перевозит черную икру в груженых самосвалах, как говорится, тогда это оправданно. Мелкие и обычные транспортники, конечно, ощущают на себе вот эту неподъемную часть. Будущее платных дорог в России я вижу очень-очень в нехорошем смысле. Это превратится в так называемые «рублевские трассы», то есть скоро платная дорога будет доступна только богатым».

Некоторые перевозчики, особенно небольшие, отказываются от платных трасс из-за дороговизны, подтверждает руководитель транспортной компании из Санкт-Петербурга Антон Чемена:

Антон Чемена руководитель транспортной компании из Санкт-Петербурга «Если у меня есть работа на Москву, то я еду по платной. Но у меня сейчас в последнее время работа до Новгородской, мы заезжаем до Новгородской области, я вижу, как она [дорога] подорожала. Остальные водители уже больше половины ездят по бесплатной плохой дороге. [Цена] очень существенна. То есть, получается, примерно в одну сторону 10% от фрахта. Это существенно. Просто дорога, то есть это не солярка, ничего».

Председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко ранее сообщал, что в 2023 году на платной сети дорог планируется собрать 60 млрд рублей. Так, по итогам года рост сборов должен превысить 10%, указывает «Интерфакс». Зампредседателя правления компании Константин Макиев подчеркивал, что в 2023 году повышение стоимости проезда будет точечным. Последний раз «Автодор» повышал цены в феврале этого года. В июле планировалось обсудить, что делать с ценами дальше.

Снижать их, конечно, не будут. В феврале правительство утвердило новые максимальные тарифы за проезд автомобилей по платным федеральным дорогам. В частности, для легковушек расценки могут быть увеличены с 3 рублей до 5-8 рублей за километр.

Петушенко отмечал, что примерно половина прошлогодних доходов пришлась на М-4 «Дон», подчеркивает «Интерфакс». По ней россияне ездят к Черному морю. В условиях ограничения авиасообщения в южных городах трасса приняла на себя дополнительные потоки. В этом году, очевидно, ситуация схожая.

Руководитель консалтинговой логистической компании «Лобанов Логист» Николай Лобанов уверен, что «Автодор» развивается в верном направлении:

Николай Лобанов Руководитель консалтинговой логистической компании «Лобанов Логист» «Дороги действительно строят, действительно деньги идут в дело. Я, по крайней мере, ощущаю это на своих компаниях и сам ощущаю, по дорогам езжу, и я вижу, что процесс идет, и он позитивный. Поэтому, по моему ощущению, я по-любому согласен платить за то, чтобы качество дорог повышалось, чтобы они появлялись новые. Хочешь хорошо ездить — действительно нужны дороги. М-12 сейчас введут на восток, вообще будет чудо. В Питер ввели дорогу, им тоже удобно. Южное направление хорошо сделали».

Сейчас проехать по М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара можно за 3-3,5 тысячи рублей в зависимости от дня недели. По М-11 от Москвы до Санкт-Петербурга стоит примерно столько же — в районе 3,5 тысячи рублей.