Зерно может подорожать. После разрыва зерновой сделки Международный валютный фонд ожидает подорожания пшеницы на 10-15%. Сейчас цены на нее находятся на уровне осени 2022 года и даже немного ниже. И уж тем более значительно ниже пиковых значений, которые были зафиксированы с февраля по июль 2022 года. Почему же Украина, которая производит пшеницы почти в четыре раза меньше, чем Россия, и в два раза меньше, чем Соединенные Штаты, оказывает такое сильное влияние на рынок?

На долю России и Украины приходится почти треть мировой торговли пшеницей. В результате того, что произошло в конце февраля 2022 года, мировые цены на пшеницу резко выросли. Под угрозой оказались производственные возможности Украины, а многие страны ограничили или прекратили торговые отношения с Россией. Поскольку Россия — крупный поставщик удобрений, необходимых для повышения урожайности, введенные против нее санкции сказались на рыночных ценах на зерно.

Однако рынок есть рынок — за более чем год он во многом адаптировался к новой ситуации. Кроме того, в США и в Мексике оказался рекордным урожай кукурузы. В результате цены, вроде как стабилизировавшиеся после их рекордов с конца февраля по начало июля прошлого года, а затем резко снизившиеся, снова демонстрируют тенденцию к росту. Говорит главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев:

Николай Лычев главный редактор портала Agrotrend.ru «Мы уже видим по первым последствиям прекращения зерновой сделки, что пшеница подорожала в мире на те же 10-15%. Сейчас цена тонны пшеницы находится на уровне лета 2022 года. Это укрепление не думает прекращаться. Конечно, кратного роста не будет, но рынку подается сигнал об эскалации в очень важном регионе Причерноморья. Ведь это не только одна Украина, где-то и Россия, и Румыния, и Болгария, отчасти Иран. Это одна из мировых житниц. И когда Украина выключается из процесса транспортировки зерновых и масличных по большой воде, Украина не имеет возможности свободно экспортировать свою сельхозпродукцию. Это негативный сигнал мировому рынку на базисных фьючерсах, на реальных торговых сделках и так далее».

В конце июля 2022 года Россия, Украина, Турция и ООН подписали в Стамбуле соглашение о разблокировании портов для вывоза украинского зерна. Поскольку после этого требования России по снятию международных санкций, в частности, с Россельхозбанка так и не были выполнены, Россия известила стороны сделки, что больше не может гарантировать безопасный проход судов из Одессы до Босфора.

На прошедшем недавно в Петербурге экономическом и гуманитарном форуме Россия — Африка президент России Владимир Путин заявил, что Россия готова в ближайшие месяцы безвозмездно поставить ряду африканских стран до 50 тысяч тонн зерна. По поводу чего президент ЮАР Сирил Рамафоса заявил: «Мы, конечно, понимаем, что вы из щедрости решили безвозмездно предоставить зерно некоторым африканским странам, которые сталкиваются с определенными сложностями, мы с большим уважением к этому относимся, однако это не наша основная цель здесь». Это не просто высказанное какое-то мнение, к этому стоит отнестись очень внимательно, считает председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Что касается зерновой сделки, мне кажется, что возврат именно к тому, что было, уже трудно себе представить. Уж больно решительно Россия это все отменила. Возможно, речь пойдет о чем-то схожем, но другом. Африканский саммит показал, что эта тема с точки зрения позиционирования России в мире для нас очень неблагоприятна. Что бы мы ни говорили и как бы мы ни указывали на несправедливости при реализации этой сделки, общее мнение, не только западное, что из-за России дестабилизируется мировой продовольственный рынок. Предложение поставить беднейшим странам — это хорошо, но не решает вопрос, о чем, собственно, и сказал Рамафоса на саммите».

Между тем Папа Римский Франциск, обращаясь к верующим из окна Апостольского дворца в Ватикане, призвал Россию возобновить действие положений Черноморской инициативы. Понтифик считает, что транспортировка зерна должна проходить в условиях безопасности, и охарактеризовал уничтожение продовольствия как «оскорбление Бога».