«Золотая маска» на пороге кардинальных перемен
Союз театральных деятелей разработал проект нового положения национальной театральной премии, которая в следующем году должна отметить 30-летие. О реформе сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на проект положения. Планируют сократить число номинаций. А работа экспертных советов и жюри будет усиленно контролироваться СТД и Минкультом
Читать на полной версииПрезидентом «Золотой маски», согласно проекту нового положения о премии, станет председатель Союза театральных деятелей. «Возможно, эта норма пишется не под нынешнего руководителя СТД Александра Калягина, а под его будущего преемника», — говорится в материале газеты «Коммерсантъ». Президент премии сможет единолично назначать гендиректора «Маски». С 2005 года гендир премии — экс-директор Театра наций Мария Ревякина. Выдвигать кандидатов в экспертные советы и жюри премии не смогут «ассоциации, гильдии и другие объединения профессиональных творческих работников». Эти списки будет формировать СТД, утверждать и при необходимости редактировать — гендиректор премии и Минкульт.
Планируется также убрать целый ряд номинаций. Продолжает автор театрального блога «Слово Славы» Вячеслав Герасимчук:
Вячеслав Герасимчук автор театрального блога «Слово Славы» «Уберут номинацию «Лучшая работа драматурга». Тут все понятно: современные драматурги в большинстве своем имеют если не оппозиционный настрой, то достаточно свободолюбивый. Некого награждать, если не этих драматургов. Что касается работы композитора, художника по свету, лучшей роли второго плана в оперетте и так далее, сокращается количество номинаций, многие специалисты от театров останутся без какого-то признания. Снова сольют в драме две премии — за большую и за малую формы, теперь будет просто за лучший спектакль. Так раньше и было. Разделяли, чтобы поощрить как можно большее количество спектаклей. Но, видимо, сейчас нам непрозрачно намекают, что театров будет меньше в силу известной тенденции со слиянием театров. Спектаклей тоже будет меньше. Минувший сезон показал, что сворачивание театра по всем фронтам происходит планомерно».
В 2010-е годы театр в России бурно развивался. Чтобы охватить все направления, «Золотая маска» постоянно расширяла список номинаций. Были и заметные награждения оппозиционно настроенных режиссеров. Например, в 2018-м находившийся тогда под домашним арестом Кирилл Серебренников получил «Маску» за постановку «Чаадский» в «Геликон-опере». Если премию реформируют, вряд ли будут подобные случаи.
Непонятно, будет ли ротация экспертов. До сих пор состав жюри и экспертного совета менялся на 100% почти ежегодно. Причем в работе участвовали и представители Минкульта: на равных со всеми спорили, слушали друг друга, ездили минимум в четыре командировки в месяц.
Реформа в первую очередь ударит по региональным театрам, у которых нет больших помещений. Малое пространство диктует определенную эстетику. Комнатный спектакль высокого качества и огромный театральный блокбастер не могут соревноваться по определению. Так же, как и, например, современный танец и классический балет. Финансовыми вопросами сокращение номинаций не объяснить, у премии нет денежного эквивалента, указывает театральный критик, редактор журнала «Сцена» Наталья Каминская. Она ранее работала и в экспертном совете, и в жюри премии.
Наталья Каминская театральный критик, редактор журнала «Сцена» «Более разумного, более демократичного, более позволяющего рассмотреть все алгоритма — и традицию, и новаторство, и маленькие формы, и большие, и крошечный городишко, и Москву, и Петербург, — чем «Золотая маска», я найти не могу. А я знаю, как устроены наши фестивали, их очень много. Эта премия очень многих сделала знаменитыми, а региональным театрам просто спасла жизнь, потому что многие годы какой-нибудь маленький театр, плохо финансируемый, попадал даже не в лауреаты, а в номинанты — и местные власти начинали к нему по-другому относиться. И это делало биографию театру, давало ему толчок к развитию. Как в таких несвободных, недемократических, неколлегиальных, а в вертикально-властных, жестких условиях может существовать такая большая национальная история, я слабо себе представляю».
Все окончательные изменения по «Золотой маске» будут приниматься на секретариате СТД в октябре. Прямо сейчас окончательного решения нет.
Получить комментарий от пресс-службы премии «Золотая маска» Business FM на момент публикации материала не удалось.