Вечером 26 июля заговорщики объявили по национальному телевидению о том, что свергли президента Мохамеда Базума, который был демократически избран в 2021 году. «Это произошло в связи с постоянным ухудшением обстановки в области безопасности и плохим экономическим и социальным управлением», — объяснил (ссылка ведет на СМИ, заблокированное в России) руководитель заговора полковник Амаду Абдраман.

27 июля несколько десятков сторонников президента собрались у его дворца, в то время как сторонники заговорщиков собрались в центре столицы Ниамея, размахивая российскими флагами и скандируя «долой Францию!». Но, несмотря на известную активность ЧВК «Вагнер» в соседней стране — Мали, маловероятно, что к происходящему сейчас как-то причастна Россия, считает африканист Андрей Есипов:

Андрей Есипов африканист «Просто заменить режим личной власти в этой стране, а дальше что? Экономика вся завязана на Франции, французский язык у них является государственным, валюту им печатает Франция. В Африке, а особенно в этом регионе, как сказал Мао Цзэдун в свое время, «винтовка рождает власть». Все партийные и прочие демократические игрища там не очень в ходу. Может ли им кто-то противостоять... ну, если только французские войска, но я не думаю, что до этого дойдет. Основные закупки урана для французской атомной энергетики происходят в Нигерии. Франция не является нашим партнером. Если есть возможность им немножечко пощекотать нервы, то это, может быть, плюс».

Признаков участия ЧВК «Вагнер» в происходящем в Нигере нет, заявил на брифинге заместитель руководителя пресс-службы Госдепартамента США Ведант Пател. США по-прежнему считают Базума президентом страны и требуют освободить его. До последнего времени Нигер оставался главным союзником Запада в регионе Сахель. Но нельзя списывать со счетов возможность того, что в смене власти в Нигере заинтересованы не государства, а какие-то крупные корпорации, считает руководитель аналитического отдела профсоюза «Новый труд» Саид Гафуров:

Саид Гафуров руководитель аналитического отдела профсоюза «Новый труд» «В Нигере находится французская военная база, и Франция вполне в состоянии навести порядок. Но тут надо иметь в виду, что вооруженные силы Нигера состоят из трех примерно равноценных частей: президентской гвардии, национальной гвардии и собственно армии. Политически же маловероятно, что что-то поменяется. Здесь другое: какие-то конкретные люди, генералы или политики, напрямую связаны с теми или иными западными, а может быть, и китайскими, российскими компаниями, связанными с закупкой урановой руды. Поэтому это следует рассматривать как в гораздо большей степени конкурентную борьбу между крупнейшими игроками уранового рынка».

Сам президент Мохамед Базум, который находится у себя во дворце под фактическим домашнем арестом, написал (ссылка ведет на заблокированную в России соцсеть): «Достижения, которые были добыты путем огромных усилий, будут сохранены. Все нигерцы, которые верят в демократию и свободу, будут обеспечивать это». А его администрация заверила, что «президент республики и его семья чувствуют себя хорошо».

Выступая в эфире французского телеканала France 24, временно исполняющий обязанности премьер-министра Нигера Хамуди Массуду подчеркнул, что законная власть остается в руках президента Базума. Он призвал мятежных офицеров «вернуться на путь закона» и заверил, что все можно уладить через «диалог».