РЖД протестируют посадку в поезд по биометрии на «Сапсанах»
Проект могут запустить в первом квартале 2024 года. Сначала нужно оценить риски использования такой технологии
Читать на полной версииОбновлено в 20:00
Забыл паспорт — предъяви лицо. На поезд в следующем году можно будет попасть по биометрии. РЖД, Минцифры и Минтранс планируют в начале 2024 года провести соответствующий эксперимент в составах дальнего следования, пишет «Коммерсантъ». ТАСС уточняет: первым может стать «Сапсан».
Специалисты подготовили дорожную карту, где прописаны риски использования такой технологии, отметил замглавы РЖД Евгений Чаркин. После обсуждения могут назвать конкретные сроки. Что за риски, не уточняется. Но при реализации проекта могут возникнуть серьезные препятствия.
Как минимум недостаточная освещенность или плохая погода, говорит председатель Союза пассажиров России, член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков:
Кирилл Янков председатель Союза пассажиров России, член общественного совета при Минтрансе «Биометрия на транспорте — дело не новое, Московский метрополитен давно внедряет биометрию при проходе в метро. Но тут есть комплекс сложностей: одно дело вы проходите в метро, это отапливаемое сухое помещение, хорошо освещенное помещение, там стационарно закреплена камера, которая вас фотографирует и пропускает вас. Другое дело — посадка в поезд. Потому что вы не устроите при посадке в поезд чистую зону, как в аэропорту, просто по той причине, что станций много, у того же «Сапсана» есть остановки в Твери, в Великом Новгороде, да и проход через турникеты на «Сапсан» не предусмотрен даже в Москве и в Петербурге. Билет проверяется при посадке в вагон, проверяет его проводник, и где должна быть эта камера закреплена, на лбу проводника или где-то в дверях, и пассажиру скажут: смотрите вот туда? А представляете, если недостаточная освещенность на платформе, если плохая погода, метель, ливень, какие данные даст эта камера? Это технически не очень просто все сделать. И второе, стоит ли игра свеч? Как показывает опыт Московского метрополитена, лишь небольшая доля пассажиров сдали эти биометрические данные и пользуются возможностью прохода в метро по биометрии. Подавляющее большинство пассажиров, как и население в целом, не торопятся сдавать эти данные. Вот Сбербанк уже несколько лет тоже просит сдать биометрию, но небольшая доля клиентов «Сбера» пока это сделала».
Если речь идет о «Сапсанах», то интернет будет на всех станциях следования. Но другой разговор — в случае многочисленных полустанков, разбросанных по российской глуши.
Нужно ли такое нововведение пассажирам? Как показывает опыт московского метро, где в 2021 году ввели систему оплаты проезда FacePay, возможность привлекла немногих. К концу прошлого года свои данные сдали около 220 тысяч человек. «По лицу» совершили примерно 32 млн поездок, тогда как всего в метро было более 2 млрд поездок за год. То есть на FacePay приходится 1-2%. Банки тоже уже несколько лет просят клиентов предоставлять биометрические данные, но клиенты не спешат это делать.
По данным «Коммерсанта», РЖД планирует использовать Единую биометрическую систему. Туда отправляются данные граждан, собранные различными организациями и сервисами. Насколько это безопасно? Комментирует гендиректор компании VisionLabs Дмитрий Марков:
Дмитрий Марков гендиректор компании VisionLabs «Основная идея ЕБС как раз и была в том, что необходимо защитить данные. Поэтому ЕБС соответствует всем требованиям, которые предъявляются к государственным информационным системам. Мне кажется, говорить о том, что данные могут оттуда утекать или они лежат в открытом доступе, не следует. Я здесь большой проблемы не вижу. Фотографии теперь никто не хранит. Хранится так называемый биометрический шаблон — вектор, который состоит из большого количества нулей и единиц, которые фактически определяют конкретное лицо. Поэтому, даже если вы его украдете, все равно с ним ничего не сделаете. Вы не поймете, что это за человек».
Получается, тут скорее вопрос доверия государству. Как заявлял глава Минцифры Максут Шадаев, всего в России собраны биометрические данные около 70 млн человек, большая часть находится в базах финансовых организаций. С другой стороны, кто только уже не обладает нашей биометрией: мы отправляем ее и производителям смартфонов, и оформляя визы в другие страны, в том числе так называемые недружественные.
Дмитрий Марков не видит больших технологических вызовов при появлении системы в поездах. Вызовы, по его мнению, скорее бюрократические: нужно менять внутренние нормативы РЖД. Внедрение технологии, вероятно, потребует внесения поправок и к закону о транспортной безопасности.
В чем вообще преимущество проверки билета «по лицу»? В Минцифры видят следующее: это поможет сесть в поезд, если забыл паспорт. Кроме того, это увеличит скорость прохождения очереди на посадку. Хотя насчет скорости не все специалисты согласны. Скажем, у проводников все так же будут планшеты (только теперь с камерами). Это не сильно ускорит процесс по сравнению с проверкой по паспорту: пока сфотографируешь лицо, пока загрузятся данные. И опять же вопрос доступности интернета и освещения.
Успокаивает то, что использовать лицо вместо паспорта предлагают только как альтернативу. По старинке садиться в поезд пока никто не запрещает.