Мошенники научились делать покупки в долг с помощью детей
Несовершеннолетних обманом регистрируют на сайте с продажей товаров в рассрочку. Как работает новая мошенническая схема?
Читать на полной версииЛовушку для самых маленьких описал для Business FM отец одной из жертв мошенников, которому теперь предстоит или расплачиваться за чужую покупку, или возиться с полицией и коллекторами. Его дочери в интернете предложили зарегистрироваться на некоем сайте (якобы для маркетинговой раскрутки) и привести друзей, заработав по 200 рублей за каждого. В процессе потребовалось сообщить код из СМС, что девочка и сделала. Только код был на самом деле совсем с другого сервиса.
На другом конце провода злоумышленники регистрировали аккаунт на сервисе «Подели», который позволяет покупать товары в рассрочку в некоторых магазинах. Хочешь надушиться сегодня, а большую часть стоимости парфюма заплатить позже? Пожалуйста! Как говорится на главной странице сайта, не нужно «никаких ритуалов с документами» и даже фотографий паспорта. Только код из СМС.
В итоге мошенники успешно зарегистрировали аккаунт, оплатили 25% счета со своей карты и исчезли с товаром, а долг в 10 тысяч рублей лег на плечи обманутой школьницы. Рассказывает ее отец, житель Казани Андрей:
«Там только номер телефона, никаких паспортных данных нет. Дочь — несовершеннолетняя, у нее нет паспорта, у нее есть только номер телефона, который на маму зарегистрирован. То есть если «Подели» обратится к коллекторам или к судебным приставам, коллекторам, будут звонить по номеру телефона, разыщут адрес прописки, может, будут что-то писать. Судебные приставы пришлют повестку на имя мамы, потому что телефон на нее зарегистрирован. Я понимаю, что на фоне других ситуаций с мошенниками это совсем некритичная сумма. Но хотелось бы донести до всех родителей, обратить внимание: это пирамида. Сколько детей сейчас попали в эту историю… Моя дочь только пятерых привела, те тоже привели, наверное, по пять человек. А кроме нее сколько еще детей сейчас сидят, молчат и боятся сказать родителям».
Первое время собеседник Business FM даже не знал, что кому-то что-то должен. Дочери приходили СМС о просроченных платежах, но злоумышленники написали ей, что их можно игнорировать. Когда тайное стало явным, в аккаунте уже накопились пени, а при обращении в службу поддержки Андрею сказали, что будут разбираться в ситуации. Пока — безрезультатно.
Кейс анализирует эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Phishman Алексей Горелкин:
Насколько распространена схема с покупкой товаров в рассрочку от чужого имени, не вполне ясно. Упоминания об аналогичных случаях мошенничества уже можно найти на ряде порталов в рунете — одни из самых ранних датируются июнем.
Комментирует пресс-служба сервиса «Подели»: «Ежедневно тысячи клиентов пользуются сервисом, который работает более чем со ста крупными федеральными партнерами. Плюсы сервиса — в том, что он не кредитный и доступен для оплаты любого товара из ассортимента онлайн- и офлайн-магазина. Воспользоваться им могут клиенты любого банка с любой картой. И мы видим только положительный отклик от людей. В единичных случаях, когда клиенту требуется помощь, вопрос оперативно разбирается и решается в его пользу».
Собеседник Business FM в ближайшее время намерен обратиться в полицию.