Москва и Крым подверглись атакам дронов в ночь на 24 июля. Как сообщил столичный мэр Сергей Собянин, беспилотники атаковали город около 4:00 мск. Известно о двух взрывах — на верхних этажах строящегося бизнес-центра на проспекте Лихачева и в административном здании на Комсомольском проспекте, в 300 метрах от здания Минобороны. Судя по снимкам в соцсетях, в обоих случаях повреждены в первую очередь окна и кровля, структурных повреждений не видно, пострадавших нет.

По заявлению Минобороны, беспилотники над столицей были подавлены средствами радиоэлектронной борьбы и разбились, не достигнув целей. Публикации о новых ударах по российской столице анализирует заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД Вадим Козюлин:

Вадим Козюлин заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД «Сегодня идет соперничество технологий дронов и антидроновых технологий. Буквально каждую неделю появляется какая-то новинка, какой-то новый секрет, который позволяет увеличить эффективность либо одной стороны, либо другой, и универсального решения, которое бы решило разом все проблемы, обеспечило безопасность, нет ни у той, ни у другой стороны. Многие центры и на Украине, и в России задействованы для того, чтобы совершенствовать эти технологии. На Украине был проведен несколько месяцев назад хакатон, который собрал около 100 частных компаний или просто инициативных групп, которые что-то разрабатывали в этой сфере, совершенствовали, и точно такой же прошел и у нас в парке «Патриот». Москва очень большой город, защитить целиком его, наверное, можно, но очень сложно. Главное, что мы видим, цель не была достигнута, я имею в виду не были поражены какие-то критические, стратегические объекты. У нас это все в новинку и вызывает больший резонанс, но, в общем, ничего особенного я не вижу, разрушений больших нет. И то, что критические объекты, те, которые, наверное, выступали целями для ударов беспилотников, не были поражены, — это уже неплохой результат».

Это уже четвертая крупная атака беспилотников на Москву. В начале мая два дрона взорвались над Кремлем, в конце весны несколько аппаратов были подавлены средствами РЭБ и упали на жилые дома, в июле пять дронов были сбиты над Новой Москвой и областью.

Первый же налет спровоцировал резкое усиление мер безопасности в столице и окрестностях, в особенности в области радиоэлектронной борьбы. В первые дни после удара по Кремлю почти во всех округах города наблюдались перебои с работой навигаторов, в том числе в приложениях такси. Дополнительного расширения покрытия глушилок на столичных дорогах пока не заметили, говорят таксисты:

«Геопозиция как тормозила в центре, так и тормозит. Новых каких-то изменений за ТТК, в каких-то других районах Москвы я не заметил. Я думаю, что примут меры, и все изменится, и еще будет хуже все подвисать. Когда самый первый раз была атака, зависало по всей Москве, потом в пределах ТТК, в пределах Садового. В итоге оставили только в пределах Бульварного, я так понял, эти глушилки. Вот они до сих пор и работают. Посмотрим, какая ситуация будет дальше.

«Вторая проблема, которая есть, довольно болезненная. Навигатор не строит маршрут и все остальное, потому что не определяет или очень неверно определяет местоположение машины. Соответственно, начинают приходить заказы с расстояния 17 километров и прочее. То есть меня и близко там нет, но заказы приходят. Естественно, от него отказываешься, налетаешь на штрафы».

«Как с мая в центре Москвы навигация работала плохо, как ее глушили, так и продолжается. Единственное, что в определенное время, в определенные дни глушат потише, скажем так, поменьше, а в какое-то время, в будни в основном сильно за пределами Садового кольца сбивает. А так, в принципе, с навигацией ничего не поменялось с мая месяца, все то же самое. Глушилки не выключают, продолжается глушение сигнала, и в центре, как правило, все сбивается. Поэтому я просто смотрю в навигаторе, куда надо подъехать, и без навигатора доезжаю».

Также в ночь на понедельник атаке беспилотников подвергся Крым. В Минобороны заявили, что атаковать полуостров пытались 17 беспилотников. Большинство были подавлены средствами РЭБ, часть уничтожены ПВО. Попадание по складу боеприпасов в окрестностях Джанкоя с эвакуацией окрестных деревень, о котором сообщил глава Крыма Сергей Аксенов, в заявлении военного ведомства не упоминается.

Зато в ФСБ сообщили об инциденте близ Керченского пролива, где при проверке иностранного сухогруза были выявлены следы взрывчатки, а именно тетрила и динитротолуола. Последний является веществом-прекурсором тринитротолуола, более известного как TNT. О попытке подрыва Керченского моста речи не идет, но, по данным ведомства, ранее судно заходило в украинские порты, и следы взрывчатки могут указывать на поставку вооружений Киеву морским путем, что противоречит условиям зерновой сделки. О последствиях для судоходства говорит замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:

Карен Степаньян замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» «Я думаю, что сейчас нет фактически ни одного судовладельца, который работает и на российские, и на украинские порты. Уже давно все сделали выбор и ходят либо в Россию, либо на Украину. Есть постоянные партнеры — это турки, греки, которые понимают, что, допустим, та же Украина сейчас имеет нулевой экспортный потенциал. То есть грузы не вывозятся, порты не работают. А российские порты забиты грузами, и сейчас рынок немножко упал стартовый, наличие грузов небольшое, поэтому кто-то, может, через себя переступает и идет в российские порты за тем же зерном. Независимо от флага судна, от его управления досматриваются все суда, следующие как в Азовское море, так и из Азовского моря в Черное. Эта процедура действует уже достаточно давно, и, в принципе, к ней уже все привыкли. Другое дело, что не было до этого каких-то неприятных находок. Да, это прецедент, который, несомненно, скорее всего, усилит контроль за проходящим флотом, хотя контроль сейчас и так очень серьезный и очень эффективный».

Россия в ответ на атаку беспилотников на Москву и Крым оставляет за собой право на «жесткие» меры, заявили в российском МИД. Ведомство считает произошедшее «запугиванием населения», поскольку «никакого военного смысла атаки не имели», говорится в заявлении. Минобороны Украины атаку официально не комментировало, но источники ряда западных СМИ назвали удары «специальной операцией» украинского ГРУ.

Кроме того, ранее президент Украины Владимир Зеленский обещал ответить на российские удары по Одессе. Москва же заявляла о запусках по военным объектам в прибрежном городе, называя это актом возмездия за удар по Крымскому мосту.