Зачем Александр Лукашенко пошутил про «экскурсантов» из ЧВК «Вагнер»? Комментарий Георгия Бовта
Если «Вагнер» действительно предпримет какие-то действия с территории Белоруссии, то о таких действиях можно было бы сказать, что за них не несет ответственность ни Минск, ни Москва. Как открещивались ВСУ от рейдов неких российских добровольческих формирований по приграничным с Украиной российским регионам, отмечает политолог
Читать на полной версииПод Петербургом прошли переговоры президентов России и Белоруссии, которые продолжатся 24 июля. Во время открытой части Лукашенко как бы в шутку заявил: «Может быть, и не следовало бы говорить, но скажу. Нас стали напрягать вагнеровцы: «Хочется на Запад. Разрешите нам». Говорю, вам зачем на Запад? «Ну, сходить на экскурсию в Варшаву, в Жешув». Я держу их в центре, как договорились, Белоруссии, не хотелось бы их туда передислоцировать, потому что у них настроения плохие. И, надо отдать должное, они знают, что происходит вокруг Союзного государства. Ну, это так, штрих». Он также привез на встречу с Путиным карту по переброске Вооруженных сил Польши к границам Союзного государства. «Наемников уже подключили немало, включая основные стратегические резервы. Это говорит о том, что эта бездумная политика бросать неподготовленных людей и наемников в пекло ни к чему не приведет», — так он прокомментировал ситуацию. К чему Лукашенко завел эти разговоры?
Александр Лукашенко продолжил тему Польши, затронутую накануне во время совещания Совета безопасности России. Открытая часть заседания на сей раз длилась намного дольше обычного, и практически вся она была посвящена Польше. Сначала глава СВР Сергей Нарышкин в развитие уже не раз ранее высказываемых им идей о видах Варшавы на часть Украины заявил, что, поскольку элиты Польши все больше осознают, что «поражение Украины — вопрос времени», «у польского руководства усиливается настрой на то, чтобы ввести контроль на западных территориях Украины путем размещения там своих войск».
Путин продолжил и развил тему, обратив внимание, в частности, на планы создания польско-литовско-украинского военного соединения с целью последующей оккупации Западной Украины. Ведь если польские части войдут, например, во Львов или на другие территории Украины, то они, рассуждал вслух Путин, «останутся навсегда», причем в этом, подчеркнул он, «не будет ничего нового».
Затем он обратился к событиям между Первой и Второй мировыми войнами, когда сначала поляки заняли Львов и прилегающие земли, принадлежавшие ранее Австро-Венгрии. А затем, как подчеркнул Путин, Польша, подстрекаемая Западом, «аннексировала некоторые исторические российские губернии». Он явно имел в виду неудачную для советской России скоротечную войну с Польшей, когда Тухачевский пытался совершить бросок на Варшаву.
Путин также вспомнил, как Польша поучаствовала в разделе Чехословакии в результате Мюнхенского сговора с Гитлером в 1938-м, оккупировав Тешинскую Силезию. Зато после войны не только была восстановлена ее независимость, но, подчеркнул российский президент, «благодаря позиции Сталина Польша получила значительные земли на Западе, земли Германии». Впрочем, общая площадь Польши к 1947 году была все равно меньше, чем в начале 1939 года, на 77 тысяч квадратных километров.
Закончил он этот исторический экскурс предупреждением Варшаве «подумать о последствиях» своего все более глубокого втягивания в украинский конфликт. Стилистически исторический экскурс Путина несколько напоминает его объемную статью под названием «Об историческом единстве русских и украинцев», опубликованную летом 2021 года, где, в частности, говорилось, что современная Украина — «целиком и полностью детище советской эпохи», в значительной степени создававшееся за счет, как тогда сформулировал Путин, «исторической России».
Также ранее он не раз подчеркивал, что современную Украину создал Ленин. Разумеется, это вовсе не значит, что в Москве готовятся начать специальную военную операцию к западу от Белоруссии, однако Варшаве явно посылают сигнал как минимум к большей сдержанности. Прежде всего в отношении Украины, по поводу которой у некоторой части националистически настроенных интеллектуалов действительно имеются некоторые мечты на тему реинкарнации Речи Посполитой, в состав которой входила большая часть современной Украины. И Польша, конечно, является одним из самых решительных сторонников Украины в НАТО, готовая и дальше выступать в роли ее «старшей сестры».
И вот теперь во всем этом непростом раскладе появляется фактор ЧВК «Вагнер» как намек на возможность модной нынче «гибридной войны» на новом направлении. В как бы шутливых намеках Лукашенко на «экскурсию» в соседнюю страну отражена еще и реакция на формирование в составе ВСУ «полка Кастуся Калиновского» — белорусского по национальности подразделения численностью до тысячи человек, которое ставит целью в том числе борьбу с белорусскими властями.
Если «Вагнер» действительно предпримет какие-то действия с территории Белоруссии — на Украине ли или в направлении так называемого Сувалкского коридора, гипотетического транспортного маршрута, который мог бы соединить территорию Белоруссии с Калининградской областью РФ, там, где сейчас проходит граница Польши с Литвой, то о таких действиях можно было бы сказать, что за них не несет ответственность ни Минск, ни Москва. Как открещивались, скажем, ВСУ от рейдов неких российских добровольческих формирований по приграничным с Украиной российским регионам. Хотя ответная реакция в этом случае может быть резкой, вплоть до задействования пятой статьи Договора НАТО о коллективной обороне.
На текущий момент фактор «Вагнера», видимо, призван внести, по крайней мере, неопределенную тревожность в настроения как в Польше, так и НАТО в целом, вновь актуализируя обсуждения внутри альянса темы возможного прямого вмешательства в конфликт на Украине. Пока, впрочем, все это еще не выходит за рамки эскалации риторики. Если верить словам Лукашенко о перебрасываемых Польшей одной-двух бригад поближе к границам Белоруссии, то стоит заметить, то численность бригады по стандартам НАТО обычно составляет от одной до восьми тысяч человек. Недавно Минобороны Польши сообщило о переброске тысячи военных на восток страны, что для полномасштабных боев маловато будет.