Минобрнауки планирует подготовить десятки тысяч специалистов в сфере беспилотных авиационных систем. Как заявили в пресс-службе министерства, в 2025 году учиться работать с дронами в вузах будут 40 тысяч студентов, а в 2030 году — уже около 180 тысяч.

Образовательные модули в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» будут обновляться ежегодно при участии самих университетов, уточнили в ведомстве. Таким образом, вузы смогут корректировать учебные планы с учетом запросов рынка труда и потенциальных работодателей.

В стране действительно большой спрос на инженеров, в том числе тех, что работают с дронами, отмечает председатель общественно-экспертного совета по национальному проекту развития беспилотных авиационных систем при правительстве РФ Глеб Бабинцев:

Глеб Бабинцев председатель общественно-экспертного совета по национальному проекту развития беспилотных авиационных систем при правительстве РФ «Не существует инженеров, которых сразу готовят проектировать на хетчбэки, седан или автобус, — это вариации автоинженера. То же самое авиация — вся роботизируется глобально много лет. В этом плане беспилотник — это лишь способ управления, это просто авиационные инженеры, и здесь, возможно, нужно формировать какие-то новые профессии. Да, возникают мультидисциплинарные сочетания, но это классическое инженерное образование. То, что вузы начнут готовить тысячи новых инженеров, — это очень хорошо, но важно на волне ажиотажа сейчас не превратить фундаментальное инженерное образование в какой-нибудь поверхностный инструктаж. И государственная задача сегодня — это восстановить интерес молодежи к авиационным инженерным профессиям, и беспилотность давать уже как дополнительный предмет, давая информацию о сферах применения, востребованных сценариях экономики, и обязательно много практики. Теперь ваш вопрос о том, 45 тысяч или 180 тысяч будут обучаться и кто их обучать будет? Во-первых, цифра 45 тысяч или 180 тысяч не выглядит завышенной, потому что, к сожалению, не все пойдут в авиацию. Кто будет их готовить, вот это очень сложный вопрос. Преподаватели, которые прошли советскую инженерную школу и которые хорошо знают инженерные науки, они сегодня наперечет, их надо всех поименно находить, платить им любые деньги, чтобы они передавали свой огромный опыт, знания современной молодежи. В авиации сегодня, насколько можно судить, работают 80-90 тысяч человек. Полагаю, что этого недостаточно, потому что авиапром должен развиваться. С появлением беспилотного сегмента появляется запрос на рабочие кадры, на инженеров, на сервис-инженеров — это первое. Второе — если мы будем учить миллион человек, то дай бог, 10% из него, ну, такова статистика, уйдут в профессию. Поэтому мне цифра не кажется завышенной».

Децифит кадров — важная, но не главная проблема отрасли, считает руководитель компании «Аэрокон» Эдуард Багдасарян:

Эдуард Багдасарян руководитель компании «Аэрокон» «В целом, конечно, для инженерии, для отрасли это плюс. Дело в том, что эта очень новая сфера беспилотные технологии, робототехника, но динамично развивающаяся. Во многом, на мой взгляд, здесь дань моде, и импульс такой идет от событий, которые происходят, но у молодежи очень большой энтузиазм. Они видят перспективы, во-первых, во-вторых, интерес личный есть, поэтому будут там совместительствовать, приглашать из технических вузов преподавателей, будут осваивать. Сегодня проблема не в людях, сегодня проблема — это в бизнес-климате, в экономических условиях, открытость, связь с мировым рынком. Вот эта сфера, к сожалению, вот эти условия не позволяют России сегодня на должном уровне свои отрасли поддерживать».

С 1 сентября обучать основам применения беспилотников начнут и в российских школах на уроках начальной военной подготовки. Программа включает разведку местности с помощью дронов и способы противодействия устройствам противника.

Инициатива была выдвинута зампредом совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, сенатором Артемом Шейкиным. Ее уже поддержали Минобороны и Минпросвещения.