В поправках к ФЗ «О взыскании» Госдума прописала правила общения должников и коллекторов
Предлагается ввести регулирование общения не только при помощи СМС, но и прописать количество личных встреч и телефонных звонков в месяц, которые коллектор может предпринять в отношении должника. Кто будет следить за соблюдением этих правил?
Читать на полной версииВ Госдуму внесли новые правила общения между коллекторами и должниками. Поправки распространяются на 230-й федеральный закон «О взыскании». Новые правила регламентируют понятие «обмен сообщениями». Согласно ему, если на первое сообщение коллектора должник дал ответ, то в течение этого дня взыскатель может отправить клиенту неограниченное число сообщений до завершения диалога.
Другие взаимодействия также предлагают зарегулировать. Личные встречи с должником допускаются не чаще раза в неделю, а телефонные звонки — не более раза в сутки, но не чаще двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Комментирует гендиректор Центра правовой защиты от банковского и коллекторского произвола Игорь Кабанов:
Игорь Кабанов гендиректор Центра правовой защиты от банковского и коллекторского произвола «Самая большая проблема у нас в стране — это не в законах, в их создании, как у нас их Госдума штампует одним за одним, а в их правоприменении. Они должны исполняться соответствующими органами. На сегодня в принципе у нас было достаточно законов, чтобы работать по коллекторам и бороться с их нарушениями, которые имеют место быть. В данной ситуации получается что? У нас была статья о вымогательстве, ее было достаточно. У нас был закон о потребительском кредите, и закон был о микрофинансовых и коллекторских организациях, и в принципе там все прописано. И новый закон ничего не меняет и ничего не дополняет, по сути дела, все то же самое — в то же самое время общение, порядок общения, с кем, чего и как могут общаться. Еще один момент. Дело в том, что люди многие неправильно действуют. Они должны, если вдруг какие-то неправомерные действия в отношении них допускаются, сразу ехать в правоохранительные органы, прежде зафиксировать, сделать аудиозапись, истребовать документы, подтверждающие право работы [коллекторов] по данному долгу, и присутствие их в списке тех должников, который передали. Если им этих документов не предоставляют, у них есть все основания ехать, писать заявление о возбуждении уголовного дела за вымогательство. И по закону до тех пор, пока должнику не будут представлены документы, подтверждающие право нового кредитора на взыскание долга, а коллекторы, по сути дела, являются новым кредитором, которому право переуступлено, должник имеет право не исполнять их требования, там все очень просто. Дело в том, что, когда люди обращаются в правоохранительные органы, по сути дела, полиция бездействует. Они говорят: а вы брали этот кредит? Брали. Ну, значит, у вас идет спор юридический, который разрешается судом общей юрисдикции, обращайтесь в суд. Вот на этом все заканчивается, хотя они должны тоже проводить свои процессуальные действия для того, чтобы не было нарушения законов. Изменять ничего не надо, добавлять ничего не надо, надо просто, чтобы те, кто исполняет свои обязанности — а я имею в виду правоохранительные органы, — их исполняли как положено, а не просто давали отписки».
Кто и, главное, как будет следить за соблюдением новых правил взаимодействия коллекторов с должниками, рассказывает эксперт ОНФ «За права заемщиков» Александра Пожарская:
Александра Пожарская эксперт ОНФ «За права заемщиков» «На рынке взысканий за взыскателями, за коллекторами профессиональными надзирает Федеральная служба судебных приставов. И в случае если есть жалоба должника на неправомерные методы взыскания или на нарушения закона, то регулятор проводит свою проверку, чтобы проверить, каким образом было нарушено, и вообще обоснованное это обращение или необоснованное. Кстати, нужно сказать, что большая часть, в связи с тем что взыскания — это область, конечно, конфликтная, и ФССП, обнародуя данные по поводу количества поступивших данных, говорит о том, что пока количество необоснованных обращений больше, чем количество обоснованных. Тем не менее нарушения есть. Более того, когда есть нарушения, то взыскатели попадают в разные категории. Есть категория зеленая, которая говорит о том, что взыскатель добросовестно себя ведет и в целом правила не нарушает, но есть и желтая категория, которая говорит о незначительных нарушениях, и есть красная категория. Попадание в эту категорию может грозить исключением из реестра ФССП, а это означает потерю бизнеса, по крайней мере в легальном правовом поле. Все взыскатели, которые существуют вне правового поля, попадают в поле компетенции правоохранительной системы. Процедура взыскания, как и любая другая процедура, с течением времени меняется, появляется новый инструментарий, все эти моменты тоже необходимо учитывать. Поскольку взыскание — это сфера конфликтная, здесь должен быть каждый шаг прописан. Потребители очень часто сами ведут себя не вполне корректно, необходимо дать возможность в том числе и взыскателям себя защитить. В целом мы позитивно оцениваем стремление законодателей идти в ногу со временем и фиксировать любые возможности взаимодействия с потребителем взыскателя».
ФССП также получает полномочия запрещать участникам рынка, допустившим неоднократные нарушения, взаимодействовать с должниками определенным образом на срок до 30 дней.