Autonews: повышение ставки утильсбора приведет к росту стоимости иномарок на 10-20%
С 1 августа бюджетные иномарки подорожают как минимум на 120 тысяч рублей, машины премиум-класса — на 1,235 млн. К чему готовиться еще?
Читать на полной версииУтильсбор, который будет повышен с 1 августа, представители отрасли называют завуалированным налогом: бюджет нуждается в деньгах, а отечественный автопром — в поддержке государства. И в целом его повышение для импорта объяснимо. Но выбран неудачный момент.
Во-первых, уровень автопродаж в России восстановился лишь наполовину от уровня 2021 года. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», среднемесячный объем продаж в июне текущего года — 82,5 тысячи автомобилей. До прошлого года этот показатель составлял 160 тысяч. Во-вторых, курс рубля в последнее время резко пошел вниз — ценник на автопром стал еще более внушительным. Теперь к нему надо плюсовать утильсбор.
Утильсбор будет распространяться как на новую, так и на подержанную автотехнику. Как на ту, что ввозят для продажи в салонах, так и на машины, которые везут обычные граждане. Но если гражданин намерен продать авто в ближайший год или ввозит не один автомобиль, он должен заплатить не 5 тысяч рублей как физлицо, а полную ставку — условные 120 тысяч рублей, 350 тысяч рублей или 1 млн рублей (в зависимости от типа транспорта и объема двигателя). То есть как организация, занимающаяся торговлей автомобилями.
И в-третьих, на российский рынок сейчас вышли, выходят или думают выходить китайцы. Рассматривают возможность крупных долгосрочных инвестиций и просчитывают планы минимум на три года вперед. Внезапное существенное изменение финансовых условий не добавляет российскому рынку стабильности в их глазах. Возможно, кто-то откажется от планов, другие пересмотрят линейку поставляемых моделей. Продолжает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
У отечественного «АвтоВАЗа», который тоже в итоге не минует повышения, подорожание будет не столь заметным, считают эксперты. Впоследствии средства, уплаченные за утильсбор, предприятие получает в виде промышленных субсидий обратно. Однако разрыв во времени между этими двумя процессами может занимать от нескольких месяцев до полугода. Поэтому какая-то, пусть небольшая, наценка на машины все равно будет.
В сторону «АвтоВАЗа» сместится и покупательский спрос, потому что больше некуда, считает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Во-первых, не будем забывать, что «АвтоВАЗ» выпускает достаточно узкую линейку автомобилей. Это ультрабюджетные автомобили ценой до 2 млн рублей. Это две массовые модели — Granta и Vesta. Но Granta уже «сто лет», она не имеет кучу современных опций. А Vesta — автомобиль, на который до сих пор полностью не проведена локализация комплектующих. Она по-прежнему критически зависима от импортных компонентов, в первую очередь электронных. Любое увеличение спроса на «АвтоВАЗ» приведет к критическому дефициту автомобилей, потому что их и так не хватает. Для покупателей автомобилей, которые хотят иметь более или менее современный кроссовер, сейчас есть только китайцы по цене от 3 млн рублей — придется на своем кошельке в полной мере ощутить это намерение правительства, поскольку машины подорожают достаточно серьезно. На машины ценой от 3 млн до 4 млн рублей повышение может составить 300-400 тысяч рублей. У нас автомобильный рынок и так упал в три раза. Видимо, упадет еще больше».
Рост утильсбора способен поставить крест и на параллельном импорте подержанных машин, рассказал Business FM основатель автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль:
Денис Мигаль основатель автомобильного маркетплейса Fresh Auto «Если говорить про нас, мы не сильно баловались параллельным импортом. Можно сказать, практически им не занимались. Тем не менее в тех машинах, которые мы привозили, не было столько маржи, сколько сейчас стоит утильсбор. Поэтому для нас это просто канал, которого не существует, а с утильсбором тем более. Поэтому сказать, что маржи хватает и на утильсбор, и на все остальное, лично в нашей истории нельзя, это не так работало. С какой маржой продают другие дилеры, мне сложно сказать, но кажется, что, скорее всего, это поставит крест на параллельном импорте».
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» 7 июля обратилась к премьер-министру Мишустину с просьбой отсрочить повышение утилизационного сбора на автомобили, поскольку в противном случае российский авторынок останется дефицитным и незаполненным.