Станет ли конец зерновой сделки началом провокаций на Черном море?
Россия и Украина обменялись угрозами считать суда, следующие в порты друг друга, потенциальными военными целями. Какие риски несет перенос противостояния на море и располагает ли Украина средствами для осуществления своих угроз?
Читать на полной версииПосле объявления России о приостановке участия в зерновой сделке Москва и Киев обменялись предупреждениями. Российское Минобороны заявило, что с 20 июня будет считать все суда, следующие в порты Украины, потенциальными перевозчиками военных грузов. В четверг оборонное ведомство Украины выступило с зеркальным обращением. Каковы риски и прогнозы?
С 21 июля украинские военные будут рассматривать суда, которые движутся в акватории Черного моря в сторону морских портов России, как перевозящие военные грузы. В Киеве заявили, что из-за опасности запрещают судоходство в районах северо-восточной части Черного моря и Керчь-Еникальского канала — это маршрут через Керченский пролив.
Украинские власти уже третий день подряд сообщают об ударах по Одессе — как раз после закрытия со стороны России зерновой сделки. В США утверждают, что в результате ударов 18 и 19 июля по украинским портам уничтожено 60 тысяч тонн зерна.
Ракетные удары по инфраструктуре Одессы российская сторона называла «ударами возмездия» после взрыва на Крымском мосту. Также российские военные наносили удары по объектам в Николаеве. При этом в Кремле говорят, что выход России из зерновой сделки не связан с атакой на Крымский мост.
Могут ли слова украинского Минобороны перерасти в реальные действия? Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
По мнению Корнева, прямой угрозы для российских портов, например Новороссийска, от этого вооружения нет. Но не исключено, что Украина может воспользоваться БПЛА. Эксперт отмечает, что беспилотник «Байрактар Акынджы» способен покрыть почти все Черное море. Он не потопит военный корабль, но грузовому судну способен нанести критические повреждения. Правда, неизвестно, какие именно аппараты сейчас есть на вооружении украинской армии.
Киев готов «пойти на любые риски» для вывоза своего зерна по Черному морю, заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.
Тем временем стоимость сентябрьского фьючерса пшеницы на Чикагской бирже на фоне остановки зерновой сделки и атак на Одессу и Николаев суммарно выросла за несколько дней более чем на 10%. После заявления Минобороны Украины стоимость выросла еще примерно на 1,5%.
Как поведут себя страховщики, рассуждает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России, доктор экономических наук Алексей Зубец:
Алексей Зубец директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России, доктор экономических наук «Цены на страхование морских судов, скорее всего, вырастут. И России придется спонсировать, так или иначе, международную страховку этих судов, идущих в Россию в том числе под международными флагами, для того, чтобы компенсировать эти потери. Или предлагать международным перевозчикам полисы российских компаний для того, чтобы те заходили в российские порты».
То есть полис должен покрывать и военные риски. Как подчеркивает эксперт, в частности, из Новороссийска отправляется не только зерно, но и нефть.
Зерновая сделка перестала действовать 18 июля. Российские власти не исключают ее возобновления. Для этого Москва требует выполнить свои условия. В частности, переподключить Россельхозбанк к SWIFT, что облегчило бы экспорт агропродукции. Но пока предпосылок к тому, что это скоро случится, нет.