В Госдуме приняли закон о трудовом воспитании школьников. Под трудовым воспитанием понимается высадка деревьев или цветов на пришкольной территории, участие в оформлении школьной площадки или класса к мероприятию, помощь в музее или библиотеке. Об этом заявила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Закон вступит в силу уже с 1 сентября этого года.

Предполагается, что он поможет создать основу для улучшения школьной программы по труду. При этом согласие родителей на трудовое воспитание школьников больше не требуется.

Business FM спросила родителей и учителей о том, что они думают о новом законе.

Родитель, учитель по труду школы города Радужный Владимирской области Иван Мегреладзе:

«Я считаю, что привлечение детей к труду в школе — это хорошая инициатива, потому что дети разучились работать руками, ничего не умеют, родителям некогда этим заниматься. Только школа сможет научить детей, как правильно держать в руках лопату, молоток и прочие элементы труда, которые в жизни могут пригодиться. Поэтому это нормальная инициатива, я ее поддерживаю. Чтобы привлекать в будущем граждан к общественно полезному труду, надо начинать это делать уже в школах, иначе вырастет поколение бездельников, лентяев и тунеядцев».


Основатель, гендиректор компании «Деликатный переезд» Аркадий Усачев:

«Мне кажется, труд — это полезно. Без согласия родителей... Я не помню в школе ничего такого, когда я учился, чтобы требовалось особое согласие. И труд у нас был, и начальная военная подготовка была, и, кажется, никто родителей не спрашивал, заниматься детям трудом или не заниматься. Что касается норм государства, очень зависит от того, кто и как это будет делать. Если правильный, хороший педагог, он заинтересует, детям будет интересно. Если же человек равнодушный и просто ходит на работу, мне кажется, это будет приблизительно как во все времена. То есть были дети, кому было интересно, они раскрывались, и были дети, которым было все равно. Дети должны постоянно испытывать физическую нагрузку, но это должно быть правильно, это должно быть с умом, а не ради галочки закона».

Мама шестиклассника, частный экскурсовод в Москве Диана:

«Я всеми руками за то, чтобы моего сына обязывали заниматься трудовой деятельностью в школе. Я считаю это полезным. Я застала традицию дежурства — привести в порядок класс, полить цветы. Такую работу детям, особенно в средней школе, в старшей школе выполнять по силам. Мне кажется, это классная трудотерапия. Если будет такая традиция в школе, то и дома будет легче заставлять и приучать к какому-то труду. Хотя я это дома и делаю, у меня сын обязанности по дому выполняет. Плюс это объединяющая штука: мы по двое, по трое оставались после уроков и мыли класс. Это не много времени занимает, это даже весело было: пошутишь, обсудишь что-то, что в школе происходит, пока моешь пол. Лишь бы не было перегибов, лишь бы не заставляли детей, например, туалеты мыть».


Председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:

«Это давно назревший закон. Дело в том, что, к сожалению, 90-е и нулевые годы сформировали в нашем прекрасном обществе потребительскую жилку, мол, не мое дело — и все. Как следствие, канули в лету те прекрасные традиции, которыми, честно говоря, гордилась и советская, и постсоветская школа. Тогда на повестке дня был вопрос не насильственного привлечения школьников к какому-то труду, а вовлеченность в формат сохранения всего того, что дано ребятам в пользование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что школа — это его второй дом, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Не требуется в данном вопросе согласие или несогласие родителей. У нас цифровая школа, у нас нет меловых досок, поэтому все дежурство сводится, наверное, к тому, чтобы навести порядок с точки зрения расстановки мебели. Полы ребята не моют, потому что для этого есть соответствующие сотрудники. Но порядок начинается с организации процессов в каждом классе, все, безусловно, передается уже в рамках нюансов времени, в котором наши школьники существуют».

Также с этого учебного года в школы вернутся серебряные медали. Выдавать их будут выпускникам 11-го класса, у которых в аттестате все оценки «отлично» и две «хорошо». Медаль будет называться «За особые успехи в учении» II степени.

Кроме того, в закон «Об образовании» вносится поправка о новом названии предмета ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности переименуют в Основы безопасности и защита Родины. Поправка вступит в силу с 1 сентября 2024 года.