Комитет ГД по госстроительству и законодательству одобрил поправки об ужесточении наказания за неявку в военкомат
СМИ и соцсети уже отреагировали на информацию о нововведениях достаточно эмоционально, однако сам законопроект еще не прошел второе, основное чтение. Причины для беспокойства у работодателей все же есть, поскольку они пока не знают, насколько будет велика зона их ответственности в случае неявки сотрудника в военкомат
Читать на полной версииДепутаты предложили в несколько раз повысить штрафы за неявку в военкомат по повестке. А также — за несообщение в военкомат об изменениях в семейном положении и работе. Есть меры и против юрлиц, которые не будут сообщать сотрудникам о выписанной повестке. Члены комитета по госстроительству и законодательству поправки одобрили. Теперь их рассмотрит Госдума во втором чтении.
Однако некоторые мысли и опасения у военных юристов возникают уже сейчас. СМИ активно обсуждают анонсированные поправки, соцсети упражняются в цепляющих заголовках про рост штрафов за неявку в сто раз, однако следует обговорить главный момент: это пока только прелюдия ко второму чтению. С предложением поправок выступил депутат Комитета Николай Брыкин, их предварительно одобрили, и их еще должна рассмотреть Госдума во втором чтении к закону о неисполнении обязанностей по воинскому учету.
Вот некоторые предложения. Неявка граждан по повестке в военкомат без уважительной причины будет наказываться штрафом до 50 тысяч рублей. Сейчас максимальный штраф — 3 тысячи. Если призывник не уведомил военкомат об изменениях в семейном положении, смене места жительства, проблемах со здоровьем и так далее — грозит штраф в 20 тысяч. За неисполнение юрлицом оповещения и явки граждан по мобилизации организации грозит штраф до 500 тысяч рублей.
Вопросов у бизнеса море, но все они — из-за того, что поправки еще не дошли до Госдумы и не имеют подробной пояснительной записки. Отделается ли юрлицо одним штрафом за всех неподотчетных сотрудников или по каждому будут приходить полумиллионные штрафы отдельно? Что делать, если работодатель не имеет отдельного кадровика для всех этих дел? В позднем СССР кадровики вообще особо не требовали военники у новых сотрудников. Комментарий предпринимателя, основателя стритфуд-сети Vлаvаше Павла Крупина:
Павел Крупин предприниматель, основатель стритфуд-сети Vлаvаше«Как обычно, закон не раскрыт. Мы не понимаем, как работодателям проверять, скажем так, достоверность данных. Потому что, если человек приходит к нам на работу, да, устраивается, и мы у него запрашиваем, военнообязанный-невоеннообязанный, какой он должен нам документ предоставить? Как мы можем его проверить, мы же не военкомат. У нас нет отдельного специального человека, который может собирать эти данные и потом проверять, и уже после этого их отправлять в военкомат. И нелогично с нас брать штраф, потому что мы некомпетентны в этом. Но штраф устрашающий. Бояться стал больше, чем до этого. Как это будет регулироваться — как всегда, наше государство не поясняет. У меня больше пятисот сотрудников (смеется), так что можно, в принципе, заканчивать. Есть же еще самозанятые, есть несамозанятые. Короче, целая история, которая еще не настроена, но, по крайней мере, уже штрафы вперед написаны».
Есть вопросы и у потенциальных призывников. Будет ли штраф только один раз или их может быть несколько, с приходом каждой новой повестки? На каком этапе игнорирование первой повестки, а затем повторной и так далее превратится в уклонение — уже уголовное преступление? Сообщать военкомату об изменениях в своей жизни надо каким образом? Здесь, вероятнее всего, говорят юристы, будет специальная форма на портале госуслуг. Гендиректор управляющей компании Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич считает, что каждый сотрудник — потенциальный призывник — должен нести ответственность сам, и компания отвечать за всех не должна:
Станислав Ивашкевич Гендиректор управляющей компании Ivashkevich Hospitality «В гостинице средства размещения, такие, крупные средства размещения, довольно публичные компании, и всегда регистрируем всех наших сотрудников. Мы всегда их, соответственно, все необходимые сведения мы передаем туда, куда надо — и по месту регистрации, в том числе воинского учета. И для нас ничего принципиально не меняется. Проходить воинскую службу — ну, значит, он будет проходить, и мы там обязаны об этом как-то правильно, наверное, сообщить. Принципиально ничего не изменится, поэтому каких-то особых опасений у нас нет. Штраф неприятный, безусловно, то есть все-таки должна быть ответственность непосредственно человека, которому это все придет».
Поправки также предлагают повысить штраф за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования, с нынешней тысячи рублей — до 20 тысяч. Аналогично поправками предлагается повысить штраф за умышленную порчу или утрату документов воинского учета. Некоторые предложения вряд ли будут работать так, как задумывается, считает партнер коллегии адвокатов «Минушкина и партнеры» Арам Мурадов:
— Вводится новое понятие: «вручение повестки военным комиссариатом либо иными органами», то есть в данном случае предусматривается ответственность этих иных органов, в чьи обязанности будет введено вручение повесток гражданам-призывникам. Вводится именно ответственность к таким учреждениям.
— Там за каждый эпизод или совокупно?
— Скорее всего, будут разбираться по каждому эпизоду. Есть, например, список — сто человек, если из него выпал, и ему не направили уведомление в электронном виде о том, что выписана на его имя повестка, то будут привлекать к ответственности. Я считаю, что в Москве и Московской области данная норма работать не будет. Сколько у нас строительных компаний, которые привлекают граждан со всей страны на строительство даже ЖК, и что, вот эти строительные компании будут привлекать к ответственности из-за каждого гражданина? Я сомневаюсь, что так будет. Это вводится для того, чтобы в регионах более ответственно относились к данному факту.
До инициатора поправок, депутата Николая Брыкина, Business FM дозвониться не удалось, остальные члены комитета на момент публикации материала либо на звонки не ответили, либо заявили, что ничего прокомментировать не могут — не владеют темой. Изданию «Подъем» удалось до Николая Брыкина дозвониться, он ответил коротко, что «поправки еще в работе», и они предварительные. А на вопрос, зачем они вносятся, ответил так: «Если вы спрашиваете «Зачем?», тогда вы не за страну, тогда вы не за то, чтобы в стране был порядок».