Два года назад житель Волгограда Станислав Анохин — кстати, профессиональный юрист — закупился на сайте ЦУМ. В общей сложности он приобрел 19 люксовых вещей по цене от 19 до 129 рублей. Деньги с его счета были списаны, покупатель получил подтверждение. Но потом интернет-магазин сообщил ему о невозможности исполнения заказа и вернул волгоградцу все, что он заплатил. Это меньше 3 тысяч рублей. Потом выяснилось, что из-за технического сбоя стоимость товаров в интернет-магазине в момент оформления заказа была занижена в 846 раз. Если бы покупатель заплатил реальную цену, его заказ потянул бы почти на 2,5 млн рублей.

Свои покупки волгоградец не получил и подал иск к Торговому дому ЦУМ. Продавец, в свою очередь, направил встречный иск о признании договора купли-продажи недействительным, ссылаясь как раз на технический сбой. Суды трех инстанций встали на сторону ЦУМ. Дело дошло до Верховного суда, который отправил его на новое рассмотрение, отменив все предыдущие судебные решения.

Вот как расценил это герой истории, управляющий партнер волгоградского адвокатского бюро «АиФ» Станислав Анохин:

— Верховный суд еще раз подтвердил, что за свои права можно и нужно бороться, что права потребителя в нашей стране достаточно хорошо защищены законом.

— А что купили? Это какая-то одежда, предметы, аксессуары?

— На данный момент я даже не помню, что было в заказе. Это какие-то предметы одежды. Но ключевое здесь то, что магазин сделал все, чтобы нарушить права потребителя, и не пытаться их восстановить.

В определении Верховного суда говорится, что изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не может. Вместе с тем Верховный суд указал на многочисленные нарушения в ходе рассмотрения этого дела и направил его на новое рассмотрение.

Многие СМИ сделали вывод, что высшая судебная инстанция встала на сторону покупателя. Но это не совсем так. Продолжает юрист Александр Набатов:

Александр Набатов юрист «Судами первых трех инстанций были нарушены нормы процессуального права. Делая вывод о злоупотреблении гражданином прав при заключении публичного договора на условиях оферты продавца, суд его ничем не обосновал и не указал, каким образом с учетом периодически проводимых магазином акций было возможно распознать наличие какой-либо технической ошибки. Возможны разные варианты развития данного дела. Суд может просто устранить данные нарушения и отказать гражданину, также может и пересмотреть. Тут сложно сказать».

Не факт, что в результате нового рассмотрения суд обяжет продавца, то есть ЦУМ, отправить волгоградцу купленные им товары по той цене, которую он за них заплатил.

Сбои, из-за которых цена товаров оказывается в десятки и сотни раз меньше реальной, периодически происходят. В таких случаях продавцы обычно стараются не доводить дело до суда, рассказывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Действительно, такие ситуации, в которых товары продаются по бросовым ценам, в интернет-магазинах случаются. К сожалению, никто не застрахован от сбоев системы. Технологии развиваются вместе с нами. Сколько существует интернет-торговля, столько существуют и сбои. Более того, когда это случается, интернет-магазин понимает, что все обстоятельства не на его стороне, как правило, старается уладить вопрос с клиентом мирным путем, не доводя до судебных разбирательств: баллами, повышением уровня в программе лояльности, какими-то иными способами. Так или иначе, извиняется перед клиентом и предоставляет ему что-то взамен».

Очевидно, что в случае с жителем Волгограда, который купил люксовые товары на сайте ЦУМ по бросовым ценам, решить вопрос миром стороны или вообще не пытались, или не смогли договориться.

Получить комментарий в Торговом доме ЦУМ редакции Business FM на момент публикации материала не удалось.