Владимир Путин все-таки не поедет в ЮАР на саммит БРИКС. Комментарий Георгия Бовта
Сообщение об отмене очного участия российского президента в предстоящем саммите БРИКС было обнародовано администрацией президента ЮАР и названо решением, принятым по обоюдному согласию. Какие сложности возникли бы у принимающей стороны при приеме президента РФ в свете ордера МУС на его арест?
Читать на полной версииАдминистрация президента ЮАР Сирила Рамафосы сообщила, что президент России Владимир Путин не приедет на саммит БРИКС в августе. Решение принято, как отмечается, «по обоюдному согласию», Россию представит министр иностранных дел Сергей Лавров. Позже эту информацию подтвердил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, сообщив, что Путин будет участвовать в саммите БРИКС в формате видео-конференц-связи, но это будет полноценная работа. Саммит БРИКС пройдет 22-24 августа. В нем примут участие лидеры ЮАР, Бразилии, Индии, Китая. Это будет первый очный саммит БРИКС с начала пандемии коронавируса COVID-19. Что стоит за этим решением?
Поездка в ЮАР могла бы стать первым официальным зарубежным визитом Путина после того, как Международный уголовный суд в марте выдал ордер на его арест. ЮАР ратифицировала в свое время Римский статут, что обязывает ее исполнять решения МУС.
Хотя никаких санкций за неисполнение не предусмотрено. И были прецеденты, когда политики, в отношении которых был выдан ордер, путешествовали по миру. Наиболее известный — бывший президент Судана Омар аль-Башир, который посещал страны, присоединившиеся к Римскому статуту. В 2015 году он прилетел на саммит африканских государств в ЮАР, на время которого ему были обещаны властями страны иммунитет и безопасность. Однако судья Ханс Фабрициус, едва аль-Башир прибыл в страну, принял в Претории к рассмотрению дело о его аресте и экстрадиции, запретив покидать ЮАР до окончания рассмотрения дела. Самолет аль-Башира поднялся в воздух до окончания судебного заседания, а власти страны позволили ему сбежать.
Сегодня исполнительная власть ЮАР по-прежнему не может похвастаться тем, что подмяла власть судебную под себя. К тому же в стране имеется достаточно влиятельная оппозиция, собирающая до трети голосов. Так что гипотетический приезд Путина мог привести к разным неожиданным неприятностям. Ни к чему так рисковать.
Рамафоса предпринимал разные шаги, чтобы разрулить проблему. Вероятно, обсуждался даже вариант временного выхода из Римского статута. ЮАР раньше так делала. Но в администрации президента ЮАР опровергли эту информацию, заявив, что заявление правящей партии республики было неверно истолковано.
В основном же попытки разрешить эту коллизию со стороны юаровских властей выливались в разного рода неоднозначные комментарии и уговоры Москвы в том, чтобы Путин не приезжал. Якобы Претория и раньше предлагала, чтобы Лавров возглавил делегацию, но Москва отказывалась.
Видимо, Путин действительно хотел приехать. Саммит ожидается важный. Будут обсуждать вопрос приема новых членов, притом что стран-кандидатов уже выстроилось более двух десятков. И вопрос введения общей валюты, и много чего еще актуального. Важно было бы показать, что Россия и ее лидер не находятся в изоляции. Наконец, последовало драматическое заявление самого Рамафосы — кстати говоря, суду, который потом все это обнародовал. Якобы Рамафоса сказал: «Россия ясно дала понять, что арест ее действующего президента будет объявлением войны».
Каковое сообщение Песков то ли подтвердил, то ли опроверг, заявив: «Никто никому ничего понять не давал. В этом мире абсолютно всем ясно, что значит попытка посягательства на главу российского государства». После чего тянуть с объявлением решения по неучастию было уже бессмысленно. Однако странным образом Москва в информационном плане вновь решила словить отраженный свет, дав Претории первой сообщить о намерениях президента России и достигнутом «обоюдном согласии».
Саммит будет важным по многим параметрам, но в том числе в плане попыток выстраивания некоего «анти-Запада» под эгидой Китая и Индии. По сообщению агентства Bloomberg, якобы в ходе только что завершившегося в Брюсселе саммита ЕС и Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) ЕС попросил Аргентину не вступать в БРИКС, пока идет конфликт на Украине. И Буэнос-Айрес пошел навстречу. Притом что, подав заявку на вступление более года назад, Аргентина буквально недавно заручилась поддержкой своей кандидатуры у Китая и Индии, а ранее идею поддержала Бразилия. Однако сейчас ЕС предпринимает настойчивые попытки «перетянуть на свою сторону» как Африку, так и Латинскую Америку. На упомянутом саммите европейцы внесли в итоговый документ осуждение действий России на Украине, и лишь несколько стран — Венесуэла, Куба и Никарагуа — не согласились с формулировкой. В июне в Аргентине побывала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Обсуждались перспективы соглашения о свободе торговли между ЕС и МЕРКОСУР, представляющим собой общий рынок и политический союз в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Переговоры о торговом пакте с ЕС идут уже два десятилетия и вот, возможно, сдвинулись с мертвой точки.
Аргентине нужны новые торговые союзы и партнеры. Ее экономика в печальном состоянии: инфляция скачет вокруг 100%, уровень бедности — 40%, колоссальный внешний долг висит дамокловым мечом над аргентинским песо. К БРИКС Буэнос-Айрес бросился в надежде, что это поможет выбраться из экономической дыры. Настолько глубокой, что президент Альберто Фернандес отказался баллотироваться на второй срок в октябре. Ситуация на Украине тут стала, возможно, лишь предлогом, чтобы оставить своему преемнику непростой выбор между «коллективным Западом» и БРИКС. Хотя еще недавно сам же Фернандес был тверд в намерении в БРИКС вступать. Так что, как видим, у всех свои трудности.