Критика «АвтоВАЗа» со стороны Ассоциации автодилеров прозвучала как будто спонтанно — на одной из пресс-конференций глава объединения Алексей Подщеколдин неожиданно заявил, что завод поставляет им некомплектные автомобили Lada Vesta New Generation. Не хватает, например, кнопок ГЛОНАСС и рамки щитка приборов. Некоторые детали приходят уже потом, и автомобили в итоге продают онлайн через один-два месяца, когда дилеры сами прикрутят все то, что недоставало, а до этого машины остаются мертвым грузом на площадках. Business FM обзвонила пару автосалонов и спросила про эту проблему. Вот что рассказал один из автодилеров Уфы:

— К сожалению, автомобилей нет в наличии.

— Нужна самая простая комплектация.

— Что-то в районе 1,3 млн рублей, 1,2 млн с чем-то рублей.

— Прочитал, что «АвтоВАЗ» отгружает многим дилерам Lada Vesta NG без кнопок ГЛОНАСС и рамки щитка приборов.

— Были такие поставки, да. У кого-то попадались, у кого-то нет. Неполадки устранили, но сейчас машин нет вообще. С щитками приборов я не видел, но не могу точно сказать. Их в любом случае доукомплектовывают, доделывают, то есть их продают так, как они должны быть.

Некомплект автодилеры действительно просто не имеют права продавать, и, по заявлению ассоциации, таких машин приходит 60-70%. До столичного «МАС Моторс», судя по всему, автомобили довезли в полном комплекте:

— Если рассматривать за наличный расчет, то 1 млн 121 тысяча рублей. Если в автокредит, то 1 млн 9 тысяч рублей. У нее есть защита двигателя и подкапотного пространства, кондиционер, охлаждаемый вещевой ящик. «ЭРА-ГЛОНАСС» есть, она у нас в наличии. То есть машина полностью укомплектована. Подушки безопасности есть.

— Раньше не было проблем, что не было кнопки ГЛОНАСС?

— Нет, с такой проблемой не сталкивались.

Если с ГЛОНАСС все понятно — проблема эта старая, и в ближайшее время ее вряд ли решат, то отсутствие рамки щитка приборов стало для рынка чем-то новым. Это пластмассовая пластина, обрамляющая приборы, с отверстиями под спидометр и тахометр. Безопасность автомобиля без нее не страдает, но выглядит это ужасно, товарный вид напрочь теряется. Поэтому автодилеры держат такие некомплектные машины на складе и ждут поставок этих рамок. Стоят они копейки, и проблема, скорее всего, была в просчетах одного из поставщиков «АвтоВАЗа». Все это следствие резкого переходного периода, говорит автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Это началось с марта. Если копнуть чуть глубже в то, что машины не комплектуются блоками ГЛОНАСС, эта проблема тянется еще с прошлого года. В них используются электронные блоки французского производства, которые перестали к нам поставляться. Небольшое количество удается завозить системой параллельного импорта, но их катастрофически не хватает. До конца года действует отсрочка. Машины могут продавать без обязательной комплектовки ЭРА-ГЛОНАСС, но пока эту проблему, видимо, не решили. Те, у кого хорошая память, помнят, что в Советском Союзе, особенно в конце 1980-х, было практически невозможно найти полностью укомплектованный автомобиль. Сейчас у этого явления другие причины, но результат тот же самый. Процесс доработки Lada Vesta NG будет еще какое-то время продолжаться, даже в процессе продажи живых товарных автомобилей со складов дилеров».

Забавный факт — еще в начале июля «АвтоВАЗ» потребовал от автодилеров вернуть цены к рекомендованным и пригрозил в противном случае прекратить поставки. Требование дилеры услышали, и действительно, как выяснила редакция Business FM, начали продавать новую Lada Vesta за 1,2 млн рублей или с минимальной наценкой. Сейчас же ассоциация дилеров ответила — указала «АвтоВАЗу» на его просчеты. Концерн, к слову, ответил довольно резко: на запрос портала Autonews там заявили, что компания «не комментирует мнения людей, далеких от деятельности завода», и что «возникающие сложности с поставками отдельных компонентов оперативно решаются».