Обновлено в 16:14

США раздумывают над санкциями против Киргизии. Вашингтон не устраивает, что Бишкек помогает Москве обходить санкции и реэкспортирует широкий круг товаров, пишет The Washington Post со ссылкой на американских чиновников. Ограничения могут ввести уже на этой неделе, считает газета.

Киргизия, как полагают источники, поставляет российским компаниям большие объемы товаров двойного назначения: китайские беспилотники, «чувствительную» электронику, запчасти для самолетов. Объем киргизского экспорта в Россию резко вырос после начала СВО — на 250%, посчитали эксперты.

Киргизия для реэкспорта в основном закупается у Китая и Южной Кореи, считают в Вашингтоне. При этом в наблюдениях американских чиновников нет «реального экономического контекста», отмечает The Washington Post, — более миллиона киргизов работают в России. О том, как к риску вторичных санкций США относятся в самой Киргизии, Business FM спросила местного жителя, кандидата политических наук Чинару Эсенгул:

— В Кыргызстане по-разному, неоднозначно относятся к вероятности, что будут вторичные санкции относительно Кыргызстана из-за резкого увеличения экспорта в Россию разного рода продукции. И сельскохозяйственной, и электроники, в том числе некоторые элементы двойного назначения, то есть и для мирных, и для военных целей. Отношение неоднозначное, потому что общество в Кыргызстане разделенное, была разная реакция на то, что тогда произошло. Кыргызстан известен еще тем, что у нас много, скажем так, нелегальных процессов, неформальной, или теневой, экономики, поэтому никто не может дать четкую подтвержденную статистику. Но в целом в этом есть логика, простое размышление, что экспорт действительно увеличился, и поэтому глобальный Запад в целом, в том числе США, грозят вторичными санкциями. Особенно Кыргызстану, потому что это страна всех возможностей, как мы говорим.

— Киргизия тоже получает свою выгоду в части пошлин, на цены?

— Да, конечно, но у нас теневая экономика составляет больше половины, где-то 55%, поэтому можете сами представить, кто на самом деле получает выгоду. Не только нелегальные бизнесмены внутри страны, но и по пути ко всему, на всем коридоре. Ситуация аховая, учитывая, что экономика слабая, и будет инфляция и так далее для самих жителей страны. Поэтому такие разговоры идут в экспертном обществе, но в общественное пространство это не сильно выходит, поэтому широкая публика массово не обсуждает это, они живут, пытаются выжить.

Киргизия — не единственная страна в ближнем российском зарубежье, которая находится под наблюдением США, и не на нее оказывают главное давление, отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:

Евгений Минченко директор Международного института политической экспертизы «Наиболее жесткое давление сейчас оказывают на Казахстан, более того, оно эффективно. Наши банкиры говорят, что во многих казахских банках сидят специальные менеджеры, которые отслеживают риски, связанные с нарушением вторичных санкций. К Узбекистану относятся гораздо мягче, у него заметно выше уровень самостоятельности, чем у Казахстана. Например, американцы заставили руководство Казахстана ввести ограничения на один срок, а с Узбекистаном это не получилось, хотя, насколько я знаю, попытки были. Сейчас американцы в первую очередь, британцы и европейцы — во вторую и в третью будут давить на все страны Центральной Азии, но Кыргызстан выглядит в этом смысле удобной мишенью, потому что, с точки зрения Запада, он не настолько значим логистически, ресурсно и так далее, страна небольшая, на ней можно потренироваться. Пока идет большое воздействие не на уровне принятия решений, а на уровне переговоров. Многие цепочки, которые выстроили через Казахстан, перестают работать. Находятся разные цепочки, это не только Центральная Азия. Один из крупнейших экспортеров машин в Россию — Армения, известная автомобильная держава. Все будут петлять, разговаривать и с теми, и с другими, находить золотую середину. Не будет радикальных историй, что кто-то — «гори все огнем, будем по полной программе работать с Россией», кто-то наоборот — «ой, этот весь параллельный импорт для нас опасен, не будем в этом участвовать». Нет, будут промежуточные решения».

Посольство Киргизии в США заявило журналистам The Washington Post, что Бишкек соблюдает международные правила в борьбе с контрабандой, а рост товарооборота с Россией объясняется модернизацией электронных систем отслеживания потока товаров.

Вскоре после начала СВО президент Киргизии Садыр Жапаров говорил, что происходящие события негативно отразятся на мировой экономике, и высказывался за сохранение нейтралитета.

Весной 2023 года США уже вводили санкции против киргизской компании Tro.Ya. На ее сайте сказано, что она занимается поставками электронного оборудования для промышленной автоматизации, компонентов для телекоммуникации, навигационного оборудования.