Детская образовательная инфраструктура, часть I: о мечтах родителей и представлениях девелоперов
Детская образовательная инфраструктура в составе жилых комплексов сегодня востребована, как никогда. Покупателей, особенно в высокобюджетных сегментах, давно перестал удовлетворять базовый набор: сегодня они ищут дополнительные возможности для развития своих детей. Но всегда ли застройщики могут предложить искомое?
Читать на полной версииМосковское архитектурное бюро IND стало победителем международного конкурса на концепцию инновационного школьного комплекса в Дубае. Конкурс организовала Archid Studio — архитектурно-проектная компания из ОАЭ, специализирующаяся на цифровых двойниках и BIM-технологиях. Как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, слова которого приводит ТАСС, «концепция IND произвела впечатление на жюри своим подходом, соответствующим принципам устойчивого развития, органично сочетающим современные элементы дизайна, экологичность и передовые технологии».
«В этом проекте мы средствами архитектуры и дизайна отвечаем на вопрос о будущем подходе к школьному образованию. Я убежден, что правильно запрограммированное многофункциональное школьное пространство помогает детям формировать эмоциональный интеллект, тренировать soft skills — социальные и лидерские навыки, максимально развивать интерес к жизни. Мы не отвечаем за организацию процесса обучения, но в нашем проекте предусмотрели все возможности для того, чтобы этот процесс всегда был интересным и захватывающим. Сейчас мы совместно с Archid Studio и другими стейкхолдерами активно работаем над воплощением в жизнь нашего проекта», — рассказывает основатель и генеральный директор бюро IND Амир Идиатулин. Начало строительства школы запланировано на май 2024 года, завершить работы планируют к августу 2026 года.
Этот международный успех, с которым BFM.ru искренне поздравляет команду Амира Идиатулина, — отличный повод поговорить о том, какими именно должны быть школьные здания, чтобы называться современными, нравиться и детям, и их родителям, одновременно удовлетворять запросы заказчика (будь то государство или конкретный девелопер) и привлекать жителей окрестных районов (ведь современные школы давно уже не замыкаются в одной только образовательной функции), побеждать в конкурсах, а еще хотя бы отчасти определять выбор покупателей в пользу того или иного ЖК.
Но начать, пожалуй, стоит с более широкоохватных выводов, к которым пришли специалисты компаний «Метриум» и «Аеон девелопмент»*, проанализировавшие главные тренды в создании инфраструктуры для детей в современных жилых проектах. (Речь в данном случае идет о проектах высокого уровня, для покупателей которых наличие детских развивающих, развлекательных и образовательных комплексов действительно может стать одним из ключевых факторов выбора.) В том, что пространство для анализа было огромным, можно даже не сомневаться: по данным «Метриума», у более половины покупателей высокобюджетной недвижимости есть дети; у около 90% — один-два, у 10% — трое и более детей.
«Детская и спортивная площадка во дворе дома, места для прогулок в окружении зелени и хотя бы городская образовательная инфраструктура рядом — тот базовый для любого жилого пространства набор, который уже мало удовлетворяет современных родителей. В премиальном сегменте каждый второй покупатель интересуется наличием в жилом комплексе детского сада или школы, и сейчас уже никого не удивить тем, что семья, ставя во главу угла детские интересы, переезжает ближе к престижной школе, а каждый третий покупатель обращает внимание на дополнительные возможности для досуга и образования детей (хобби, дополнительное развитие, занятия спортом)», — отмечают эксперты.
Странно при этом, что, согласно выводам исследования, «только малая часть даже премиальных проектов предлагают широкий набор опций для всестороннего и гармоничного развития подрастающего поколения». Например, и взрослым, и детям, перегруженным информационным шумом XXI века, необходимы приватные места для спокойного отдыха, чтения, прослушивания музыки (особенно это актуально для подростков). Однако, по последним данным компании «Метриум», парки и другие зеленые зоны созданы или запланированы только в 38,2% проектов на рынке первичного премиального жилья Москвы, и лишь в 29,1% из них площадь озеленения составляет не менее гектара: в каких-то случаях у застройщика просто нет места, в каких-то — просто нет желания, в каких-то он просто жадничает.
Еще более редка инфраструктура, «заточенная» на семейное общение, такое важное в сегодняшнем «мире одиночества». Однако, как отмечает директор по продукту компании «Аеон девелопмент» Мария Башаева, «на рынке уже появляются проекты с переосмысленным понятием «клубности», которое напрямую ассоциируется с премиальным жильем. Теперь это широкие возможности для самого разного отдыха, самореализации и хобби, совместного и раздельного досуга всех членов семьи по принципу «все в рамках клубной, внутренней инфраструктуры».
В ЖК «River Park Towers Кутузовский» эта концепция носит название Family Premium (все лучшее для каждого члена семьи здесь и сейчас), в ЖК «Достижение», доме «Чистые пруды» и других проектах компании «Sminex-Интеко» похожий подход обеспечен сплетением корпоративных стандартов Kid’s Lab, Friend’s Lab и Fit Lab, у других застройщиков в ходу еще какие-то названия, но идеология примерно та же. «У работающих родителей мало времени для общения с детьми, поэтому для покупателей все более важной становится забота о качественных сценариях организации семейного досуга. Семейные психологи отмечают, что подобные совместные «ритуалы» — залог семейного благополучия, а все потому, что они дают ощущение общности, принадлежности к чему-то значимому», — рассказывают в «Аеон девелопмент».
Развивающие детские центры, различные секции и центры дополнительного образования, нестандартная детская инфраструктура для творчества и хобби — тоже опции, мягко говоря, нечастые, как утверждают эксперты. То есть для взрослых — пожалуйста, от сигарных комнат и винотек до бильярдных и библиотек с камином, от клубов по интересам до мест, куда тренера, гуру, мастер-шефа и любого другого специалиста можно пригласить в индивидуальном порядке. Но как только дело доходит до детского творчества, застройщики спотыкаются, будто не понимая, в какую сторону дальше идти. И в итоге зачастую приходят к банальщине, о которой даже говорить не хочется.
«Согласно недавнему исследованию платформы «Авито услуги», более 60% детей дошкольного и школьного возраста в России посещают различные кружки и секции, что говорит о небывалой востребованности дополнительных возможностей развития потенциала ребенка. Однако детские центры, игровые клубы или комнаты заявлены только в восьми высокобюджетных проектах — это менее 25% от их общего количества на рынке. Преимущественно это ЖК, в которых отсутствует детский сад», — отмечают в исследовании аналитики компании «Метриум».
Четырехэтажный детский технопарк «Кванториум», расположенный в шаговой доступности от ЖК «Зиларт», или двухуровневый детский игровой клуб в «River Park Towers Кутузовский» — истории нерядовые. Правда, если считать частью образовательного процесса спортивные занятия, картинка сразу станет куда более позитивной: про детский спорт наши девелоперы явно все понимают куда лучше, чем про детские хобби.
А вот базовый набор дошкольных и школьных объектов застройщики стараются обеспечить, даже несмотря на то, что высокобюджетные ЖК чаще всего расположены в районах с развитой инфраструктурой, в том числе образовательной. По подсчетам «Метриума», детские сады предусмотрены в 53% высокобюджетных проектов, а школы есть в 26%.
Однако снова вопрос, который звучал в начале материала: каким оно должно быть — здание современной школы? Об этом BFM.ru поговорил с архитекторами и девелоперами, которые как раз умеют создавать проекты, способные соответствовать, определять и побеждать.
* Есть в распоряжении Business FM