Турция получила от Украины предложение возобновить зерновую сделку без участия России и координирует этот вопрос с ООН, сообщил источник РИА Новости. Ранее зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский сказал, что решение России по зерновой сделке является окончательным. Он также исключил проведение дальнейших переговоров по этой теме. Каковы ожидаемые последствия заморозки зерновой сделки?

Непосредственно в день объявления Россией о выходе из зерновой сделки фьючерсы на пшеницу на Чикагской бирже выросли на 4,2%, а на кукурузу — на 2,5%, но потом чуть отступили вниз. Таким образом, рынок вовсе не воспринял происходящее панически, и его поведение противоречит резким обвинительным заявлениям некоторых западных политиков, сулящих чуть ли не голод бедным странам из-за действий Москвы. За время действия Черноморской зерновой инициативы цены на продовольствие в среднем упали на 23% по сравнению с пиковыми значениями, куда их в марте прошлого года загнали в том числе биржевые спекулянты, а также проинфляционная политика ведущих центробанков мира как реакция на пандемию. Сейчас денежно-кредитная политика в большинстве ведущих стран мира как раз ужесточается, спекулянтам меньше возможностей надувать «пузыри».

Также, возможно, рынок пока просто не верит, что зерновой экспорт из Причерноморья разрушен окончательно и бесповоротно. Ведущие игроки, вероятнее всего, возьмут паузу и посмотрят на развитие событий в ближайшие несколько месяцев до окончания сбора урожая. Посмотрят и на действия Турции, к которой Киев обратился с просьбой организовать экспорт без участия России, а также других западных союзников Украины.

Кстати, в последние месяцы объемы вывозимого с Украины зерна неуклонно снижались, так что уже происходила постепенная адаптация. Так, если в октябре прошлого года ежемесячный объем украинского зернового экспорта почти достиг уровня до начала СВО в 5 млн тонн, а именно в 4,2 млн, то в мае он упал до 1,3 млн тонн. При этом среднемесячный объем экспорта через речные порты на Дунае за истекший год вырос до 2 млн тонн и в ближайшее время может быть удвоен за счет модернизации портов силами ЕС. Это существенно снизит зависимость экспорта от черноморских торговых коридоров.

Правда, дунайский маршрут в Европу и дальше обойдется дороже в силу целого ряда причин. При этом некоторые перевозчики уже выразили готовность продолжать экспорт по Черному морю даже в отсутствие прежних соглашений, но они ждут соответствующей военной и государственной поддержки заинтересованных стран. Каковые условия, возможно, как раз сейчас и прорабатываются на Западе.

Украина заработала на продовольственном экспорте за истекший сельскохозяйственный год порядка 9,8 млрд долларов. В Москве явно хотят теперь лишить Киев этого заработка, раз уж ей не пошли ни в чем навстречу. Теперь потенциально упущенная выгода для Киева может составить максимум 500 млн долларов в месяц, однако он получает и будет получать западной помощи достаточно, чтобы покрыть эту «недостачу». Дело в том, что через черноморские порты шло, по разным оценкам, от 60% до 80% продовольственного экспорта Украины, остальное переправляется по железной дороге, автотранспортом, паромами и по Дунаю. Доля выручки, которая пришлась именно на черноморские порты по зерновой сделке, составила лишь 5,5 млрд долларов.

Есть и еще одно обстоятельство, которое может объективно снизить потребность заинтересованных стран бороться во что бы то ни стало за возобновление Черноморской инициативы. Дело в том, что на фоне боевых действий на Украине ожидается гораздо меньший урожай, чем в прошлом году. По последним оценкам, общий объем сбора зерновых не превысит 45 млн тонн против 53 млн в прошлом году. На этом фоне мировой аграрный рынок будет в ближайшие два-три года в случае затягивания СВО неуклонно перестраиваться и снижать свою зависимость от зерновых поставок из Причерноморского региона. Как украинских, так и, впрочем, российских.