Обновлено в 21:00

Первый россиянин смог вернуть конфискованную в Германии машину. Ранее Business FM уже рассказывала, как у граждан России, въезжающих в эту страну, арестовывали авто. Позже таможня ФРГ официально разъяснила: пересечение границы даже на личном транспорте будет расцениваться как основание для ареста. А посольство в Берлине рекомендовало не въезжать в Германию с российскими номерами.

Вечером 13 июля адвокат Ивана Коваля получил письмо из прокуратуры: Audi Q3, которую изъяла таможня, вернут владельцу. Машину забрали 1 июня возле дома в Гамбурге. Подробности рассказывает сам Иван Коваль:

«Я доволен, но не в полной мере. Во-первых, потому, что мой случай — только один из 15 или 16, уже много пострадавших. Во-вторых, я намерен добиваться компенсации расходов на адвоката и других расходов, которые мы с женой понесли. Сколько-то евро в день за то, что я не мог пользоваться машиной. Адвокат прислала мне письмо из прокуратуры, материалы дела, написано, что дело закрыто и что я действовал без вины, сделал все, что от меня требовалось, в плане, что я поставил машину на регистрацию в таможне и так далее. Как такового обоснования о закрытии дела нет. Наверное, прокуратура поняла, что странно разжевывать такое дело, проще его закрыть, сказать, что я действовал без вины».

Коваль рассчитывает, что его случай станет прецедентом. А случаев ареста авто уже около 20. Транспорт россиян задерживали в разных местах: на съезде с парома, на дороге, на парковке у дома. Изымали машины разной стоимости и разных марок.

В Главном управлении таможни ФРГ РБК сказали следующее: «Ввоз пассажирских автомобилей из России в ЕС запрещен в соответствии со статьей 3i регламента 833/2014, определяющего эмбарго в отношении России. В данном контексте выражение «ввоз» фактически охватывает любое перемещение товаров». Эмбарго не предусматривает исключений из запрета в случае въезда на личном авто, добавили в ведомстве.

Суть отчасти в тонкостях языка: в официальных документах на немецком запрет на импорт из России обозначен словом einfuhren. Его можно перевести и как «импортировать», и как просто «ввозить» без цели продажи. То есть немецкие власти поняли закон по-своему. Согласно правилам ЕС, каждая страна союза вправе самостоятельно интерпретировать и имплементировать общеевропейские санкции.

Столкнувшиеся с этим россияне координируют свои усилия в телеграм-чате. Вот что рассказал Business FM москвич Андрей:

«Иван сообщил эту радостную новость в общем чате. У нас с ним разные ситуации. У него есть ВНЖ Германии, он привез туда автомобиль, чтобы растаможить, я ехал через Германию транзитом в качестве туриста. Надеюсь, что и мне, и другим пострадавшим все-таки вернут автомобили. Несмотря на то что у всех ситуации различаются, в целом они похожи. У нас с Иваном по этому делу общий адвокат, которого он посоветовал. Адвокат ведет четыре таких же дела. Мое все еще находится в таможне Киля, когда та передаст его в прокуратуру, буду ждать ответа оттуда».

То, что разбирательства в прокуратуре в случае Ивана Коваля не затянулись и ему вернули автомобиль, — это довольно неожиданная новость. Ранее эксперты говорили нам, что все идет к тому, что въезжать в Европу на личном транспорте россиянам будет слишком рискованно. Ведь каждая страна ЕС вольна трактовать санкции согласно своим национальным особенностям. Но пока о случаях ареста автомобилей с российскими номерами в других государствах Евросоюза не сообщалось.