Siemens и Canon не будут поставлять аппараты МРТ и КТ в Россию
Поставщики должны получать специальное разрешение в регуляторе своей страны на каждую позицию отдельно. У многих компаний из-за этого возникли проблемы. Насколько это критично и что сейчас происходит на рынке медицинского оборудования в России?
Читать на полной версииРяд иностранных компаний приостановили поставки аппаратов МРТ и КТ в Россию. Причина в том, что в мае этого года Минторговли США включило это оборудование в перечень товаров, которые должны иметь специальную лицензию для экспорта в Россию и Белоруссию.
Поставщикам нужно получить это разрешение в регуляторе своей страны на каждую позицию отдельно. У многих компаний из-за этого возникли проблемы. Нововведение коснулось основных компаний — поставщиков сложного медоборудования: американской General-Electric Healthcare, немецкой Siemens, нидерландской Philips и японской Canon.
Philips почти сразу же разослала российским дилерам письма, что поставки КТ, МРТ и запасных частей к ним приостанавливаются на неопределенный срок и навряд ли в скором времени возобновятся. Но, как сообщили в пресс-службе компании, сейчас работу полностью восстановили.
Siemens в свою очередь еще в конце 2022 года практически прекратила поставки в Россию готового оборудования и запчастей к нему. Компания отметила, что для получения экспортного разрешения от немецкого регулятора BAFA потребуется до девяти месяцев. При таких условиях смысла в работе с российским и белорусским рынками практически нет. Японская Canon, несмотря на то что у нее есть совместное с российской компанией «Р-Фарм» предприятие на территории России, приостановила поставки без объяснения причин.
Тем временем General-Electric Healthcare, которая открыто заявила, что тесно сотрудничает с Минторговли США, планирует нарастить и тем самым заместить поставки других производителей в Россию и Белоруссию. Таким образом, американский производитель как бы вытесняет с рынка своих европейских и японских конкурентов и становится практически монополистом сложного медоборудования. Возникает вопрос: почему вводит экспортные лицензии Америка, а распространяется это на европейские и японские компании? Отвечает исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA Сергей Ванин:
Сергей Ванин исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA «Если в сложном медицинском оборудовании есть определенная доля компонентов, комплектующих, которая произведена в США, то рестрикции могут распространяться на финальный европейский продукт. Тут нужно смотреть конкретно по кодам и видам продукции, которые указаны в санкционных перечнях. Готовую технику европейцы могут поставлять на рынок России, но им нужно получить европейские разрешения. Сейчас нужно проходить дополнительную процедуру в получении разрешительных документов на экспорт продукции из Европы в Россию».
Эксперты отмечают, что рынок сложного медоборудования давно уже сложился. Компаний на нем не так много, но фактически большинство производителей — США, Япония и страны Западной Европы. Также в последнее время на международном рынке завоевывают определенное имя несколько китайских компаний — например, Mindray и Imaging Solutions. Из-за экспортных ограничений, конечно, возникнут сложности, но совсем без диагностического оборудования Россия не останется, говорит коммерческий директор и сооснователь компании «Рапид БИО» Семен Покацкий:
Семен Покацкий коммерческий директор и сооснователь компании «Рапид БИО» «Сложная техника, которую невозможно одномоментно заменить индийскими, китайскими и отечественными производителями. Здесь в полную силу вступает параллельный импорт, и она сильно подорожала. Большинство больниц, с которыми мы разговариваем, по крайней мере в нашей сфере диагностики, отмечают, что поставки есть. Существуют сложности, увеличились сроки, но ввозить можно. Что касается конкретных компаний: когда японцы выкатили большую новость о том, что теперь все, что касается здравоохранения, и техника не будут экспортироваться в Россию, тем не менее мелким шрифтом [написали] список компаний, которые под ограничения не попали. Там были все самые критические вещи, типа Olympus, которые продолжили спокойно поступать в России. Я не думаю, что это создаст одномоментное серьезное напряжение или недостаток диагностики».
Участники рынка не сильно обеспокоены. По их словам, любое ограничение должно быть стимулом для того, чтобы поощрять и продвигать отечественных производителей. Жизненно важная импортная медпродукция продолжит поступать в Россию так же, как и в другие подсанкционные страны. Но это станет гораздо дороже для государства и для конечного потребителя.