Многие решения, которые должны быть приняты на саммите НАТО в Вильнюсе, уже анонсированы. О них рассказало руководство альянса и лидеры отдельных стран. Так, блок продолжит развивать программу военной поддержки Украине. Помощь планируют оказывать еще много лет, но конкретные сроки не уточняют. Альянс также намерен принять план по развертыванию на восточном фланге до 300 тысяч военных. Кроме того, в организации хотят повысить военные расходы и восполнить свои запасы вооружений, которые уменьшились после поставок на Украину. Сообщается, что не забудут и про Китай и выскажут в его адрес некоторые предупреждения.

Хотя в Вашингтоне уже четко заявили, что по итогам вильнюсского саммита Украину не примут в НАТО, дискуссии и трактовки по этому поводу продолжаются. Глава украинского МИД Дмитрий Кулеба говорит, что члены НАТО согласились принять страну в альянс по упрощенной процедуре. То есть без выполнения плана действий по членству. Генсек блока Йенс Столтенберг подчеркнул: решение не принято, но такой вариант обсуждается. Западные СМИ сходятся во мнении, что приглашения Киеву в Вильнюсе не будет, но предложат некие гарантии безопасности.

До конца не было понятно, приедет ли Владимир Зеленский на саммит. В Киеве отмалчивались. Но 10 июля Столтенберг все-таки подтвердил: Зеленский примет участие в первой встрече нового переговорного формата Украина — НАТО.

Политолог, главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов отмечает, что сложилась «беспрецедентная ситуация», когда «страна-проситель» ведет себя так напористо и ставит страны НАТО в положение оправдывающихся:

Федор Лукьянов политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «В качестве рычага давления Зеленский использует свою явку или неявку на саммит, потому что если он не приедет, это будет некоторый имиджевый урон, учитывая, какое значение страны НАТО придают поддержке Украины в своей публичной риторике. Но что они готовы дать, есть ли у них то, что они готовы дать прямо сейчас. И самое главное, если дадут эти гарантии, объявят обязательства, выполнят ли их стопроцентно, этого никто сказать не может, потому что такого рода действий еще не было».

По мнению Лукьянова, в Киеве понимают, что перспективы членства сейчас не проглядываются. Поэтому Украина хочет максимально и надолго связать своих партнеров финансовыми и военно-техническими обязательствами.

Ранее власти Украины заявляли, что членство Украины в НАТО поддерживают 20 стран из 31. Как говорят источники издания Politico, в альянсе договариваются о создании «зонтика» из стран, готовых в индивидуальном порядке предоставлять Украине постоянную военную помощь в долгосрочной перспективе.

По мнению ряда аналитиков, стремление Украины присоединиться к НАТО породило серьезную дискуссию внутри организации. Польша и страны Балтии за скорейшее приглашение Киева. США и Германия предлагают не спешить, опасаясь прямого конфликта с Россией, и говорят именно о тех самых гарантиях безопасности. Возможна израильская модель: альянс оказывает материальную поддержку, военную помощь, делится разведданными.

Еще один ключевой вопрос без однозначного ответа — это вступление Швеции в альянс. Его блокирует Турция, которая выдвигает условия, которые пока не выполнены. Например, Стокгольм не выдал Анкаре курдов, которых турецкие власти обвиняют в терроризме. Реджеп Тайип Эрдоган заявляет и о новых условиях: Турции должны открыть путь в ЕС. Она страна-кандидат с 1999 года. Но на Западе предпочитают вопросы НАТО и ЕС не смешивать.

Что стоит за этими словами Эрдогана? Рассуждает профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина.

Екатерина Энтина профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН «Такой короткой фразой Эрдоган просто красиво троллит европейских партнеров. Членство в ЕС неинтересно Турции самой, поскольку ее экономика и та степень диверсификации внешнеэкономических связей, которую сейчас Турция имеет, значительно больше, чем то, что бы могло ей дать потенциальное членство в ЕС. Турция довольно давно заморозила трансформацию своего национального законодательства под лекала ЕС».

При этом мнение Турции на саммите НАТО носит чрезвычайно важное значение, подчеркивает Энтина. Это касается как Швеции, так и перспектив Украины в альянсе — насколько они будут близкими. Ситуация вокруг зерновой сделки также не может не интересовать блок. И от действий Анкары и ее договоренностей с Москвой будет зависеть многое. Но несмотря на важность партнерских отношений с Россией, Турция остается стратегическим союзником Запада. И пока резких разворотов Анкара делать не собирается.