Джо Байден заявил, что у США закончились обычные боеприпасы для Украины. Этими словами он объяснил решение Вашингтона о передаче ВСУ кассетных снарядов. О том, что администрация Байдена решила пойти на этот шаг, стало известно в минувшую пятницу. И это решение вызвало критику как со стороны некоторых партнеров США по НАТО, так и среди самих американских политиков.

Против использования кассетных боеприпасов уже высказались в правительстве Канады, министр обороны Испании Маргарита Роблес, премьер Италии Джорджа Мелони и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. С просьбой отказаться от планов применения кассетных боеприпасов к президентам США и Украины обратился и премьер Камбоджи Хун Сен. И объяснил почему. Камбоджа, напомнил он, пережила трагический опыт бомбардировок США с применением кассетных боеприпасов в начале 1970-х годов, и за более чем полвека королевство все еще не смогло полностью уничтожить их.
Все дело в принципе работы таких боеприпасов, объясняет завцентром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД Вадим Козюлин:

Вадим Козюлин завцентром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД «Это бомба либо ракета для РСЗО, может быть и баллистическая ракета, которая начинена небольшими кассетами, содержащими маленькие взрывные устройства. В первую очередь это могут быть мины, это очень удобное средство для минирования территории большого размера с помощью одного боеприпаса. До 200 небольших подбоеприпасов могут находиться в этом контейнере, который раскрывается и рассыпает это веером. Это неизбирательный вид оружия, и он надолго может остаться на этой территории, соответственно, пострадают гражданские лица, и это более вероятно даже, чем пострадают военные».

То есть значительная часть этих мин не сдетонирует сразу и снаряды эти так и останутся лежать на земле, угрожая мирным жителям на годы вперед. А о том, какую угрозу эти боеприпасы несут для военных объектов здесь и сейчас, говорит военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Обычная ракета, допустим GMLRS, ракета комплекса HIMARS, взрывается в определенной точке. Да, у нее очень серьезный радиус поражения, очень высокая точность, но в любом случае она может уничтожить либо один объект, либо воздействовать на какую-то очень ограниченную площадь, допустим, радиус поражения будет метров 20. Это много, но кассетный боеприпас такой же точно ракеты GMLRS-модификации несет 404 боевых элемента, одной ракетой покрывается площадь, размером сопоставимая с площадью стадиона. Воздействия происходят, там кумулятивно-осколочные боевые элементы 404 штуки, соответственно, что все живое, все легкобронированное, все неприкрытое, все не находящееся за бетоном либо за серьезной броней на этой площади будет уничтожено».

Другими словами, это весьма эффективное средство для прорыва оборонительных линий. Касательно того, что у США закончились обыкновенные снаряды для Украины, о чем говорит Байден, одни эксперты верят этому, другие сильно сомневаются. Также многие сомневаются в том, что Киев сдержит данное им обещание не применять кассетные боеприпасы «на официально признанной территории России». Хотя в Вашингтоне заявляют, что получили от Украины соответствующие «письменные гарантии».

В российском МИД этим словам и письменным гарантиям Киева не верят. С критикой решения США предоставить Украине такое вооружение вышли и многие западные СМИ. В публикациях The Washington Post, New York Post, The Guardian и так далее говорится о том, что это чрезвычайно опасно для мирного населения и что на разминирование территорий уйдет очень много времени даже после окончания конфликта.

Некоторые издания указывают на негативную реакцию на это решение и внутри американского политического истеблишмента. Девятнадцать членов Палаты представителей США выступили с протестом. Но это немного, подчеркивает политолог Малек Дудаков:

Малек Дудаков политолог «Это сторонники Трампа, правое крыло Республиканской партии. Они выступают традиционно за то, чтобы менять политику в отношении Украины. Сейчас к ним подключилась другая категория, это уже левое крыло Демократической партии, довольно либеральное по взглядам, они считают, что передача кассетных боеприпасов — это военное преступление, от них будут страдать мирные жители. Но нужно понимать, что нынешнее заявление администрации Байдена о поставках боеприпасов — это дело решенное. Я допускаю, что если они никак не помогут Украине повилять на ситуацию на поле боя, то, конечно, осенью уже поставлять эти боеприпасы, как и любые другие, будет довольно сложно для США, потому что там это уже упрется в недовольство значимой части конгресса с тем, сколько денег и оружия они спускают на Украине, а эффекта ноль».

В 2010 году вступила в действие Конвенция по кассетным боеприпасам, запрещающая их применение, передачу и накопление. На сегодня ее ратифицировали 111 стран, еще 12 — подписали, но пока не ратифицировали.

К числу стран, не подписавших этот документ, относятся и США, и Украина, и Россия. И кассетные боеприпасы есть на вооружении всех трех этих государств.