Обновлено в 22:05

На электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности — или СИМ — предложили устанавливать госномера. Такое заявление сделал член Совфеда Валерий Васильев, пишет ТАСС. Также он подчеркнул необходимость создания системы фиксации нарушений ПДД водителями таких средств. Без этого ввести необходимую систему штрафов невозможно. Ранее газета «Известия» сообщала о планах Минтранса внести в административный кодекс штрафы для водителей СИМ.

Штрафовать водителей СИМ хотят так же строго, как водителей автомобилей. Но главным вопросом остается не размер штрафов, а то, как вычислить нарушителя. Варианты обсуждаются разные. Сотрудники ГИБДД могут оформлять протоколы на самокатчиков, нарушающих ПДД, прямо сейчас. Но на каждом перекрестке и тротуаре экипаж не поставишь. Поэтому кто-то говорит о необходимости создания спецбатальона ГИБДД на самокатах с мигалками, но все чаще слышны призывы к том, что СИМ нужно, как машины, ставить на учет, регистрировать и вешать на них номера, чтобы наказывать нарушителей можно было бы с помощью камер видеофиксации. С самокатами, которые люди берут в краткосрочную аренду, все уже зарегулировано, а вот для владельцев частных самокатов нужно принимать дополнительные меры, считает представитель компании Whoosh Денис Балакирев:

Денис Балакирев представитель компании Whoosh «Каждый наш самокат оборудован номером и прикреплен к системе, мы видим всю историю поездок, всю историю аренды. И если происходит какой-то негативный инцидент с участием нашего электросамоката, то по запросу сотрудников ГИБДД мы можем предоставить всю необходимую информацию. Мы знаем, кто ехал на этом самокате, по какому маршруту, с какой скоростью и так далее. Передаем эту информацию в ГИБДД, чтобы они установили все обстоятельства произошедшего. У частных самокатов сейчас такой возможности нет, при этом, по статистике ГИБДД, порядка 70% всех негативных инцидентов с участием электросамокатов приходилось на долю именно частных самокатов».

Наказывать самокатчиков уже сейчас должны за превышение скорости (разрешенный максимум — 25 километров в час), за проезд перехода без предварительного спешивания, за езду вдвоем на одном самокате и так далее. Но эти правила часто не соблюдаются. Представители кикшеринговых компаний говорят, что свои самокаты они скоро научат определять, один ли человек встал на платформу или двое. И если машина поймет, что наездников больше, чем нужно, самокат дальше просто не поедет. Опять же, с частными самокатами так не сделаешь. И вряд ли удастся заставить всех владельцев самокатов пойти и поставить их на учет, если такая обязанность у них появится. Нет номеров — нет и штрафов. Инициатива со штрафами сработает разве что для тех самокатов, которые будут продаваться в будущем, считает руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль. Зато без номеров и камер:

Константин Крохмаль руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» «Это можно сделать все без номеров. Просто все зарегистрированные самокаты идентифицировать, присваивать определенный код или чип, регистрировать его на портале госуслуг и обязать продавцов уже выдавать электросамокаты с чипами. И устанавливать штраф, по умолчанию используя электронную дорожную карту, по которой передвигается электросамокат. То есть каждый электросамокат, который передвигается по карте, как и водитель такси, как автобус, подключен к системе ГЛОНАСС, и сразу видно, на какой скорости, на каком участке и по какой дороге он передвигается. То есть ввести по умолчанию штраф, используя эти ресурсы. Вот и все».

На данный момент водители средств индивидуальной мобильности в КоАП отдельно не прописаны. За нарушение ПДД, помимо водителей автомобилей и пешеходов, можно наказать велосипедистов и «других лиц» — участников дорожного движения. По словам экспертов, из-за расплывчатости этой формулировки самокатчики нередко уклоняются от штрафа. Но ранее сообщалось, что в Минтрансе уже работают над поправками, которые должны устранить эту лазейку для нарушителей.