Утильсбор для автомобилей все-таки повысят. Но не для всех машин
Нововведения затронут только ввозимые и подержанные машины. Так Минпромторг хочет поддержать отечественного производителя. Только вводят это повышение не вовремя, считают эксперты
Читать на полной версииУтильсбор на машины, ввозимые в Россию для перепродажи, будет повышен с августа. В связи с этим водителей ожидает несколько приятных и несколько неприятных моментов. Что нужно знать? Ставка в среднем повышается в зависимости от вида автомобиля — легкового, коммерческого, грузового — в 1,5-3,5 раза. Однако индексация не затронет физлиц, которые ввозят авто для личного пользования, и если объем двигателя не превышает 3 литра. Льготный тариф останется прежним: за авто до трех лет — почти 3,5 тысячи рублей, старше трех лет — более 5 тысяч.
Как поясняет глава Минпромторга Денис Мантуров, утильсбор повышают по просьбе отечественных автопроизводителей для защиты внутреннего рынка от чрезмерного импорта. Вице-премьер отметил, что видит рост импорта подержанных авто для последующей перепродажи. Однако разве не этого ожидал российский рынок последние полтора года — притока новых автомобилей, чтобы не остаться с «китайцами» и «АвтоВАЗом»? Мнение автоэксперта, партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто:
— С одной стороны, я неоднократно слышал, в том числе от президента «АвтоВАЗа» Максима Соколова, что в страну бесконтрольно везут много автомобилей. В стране появляются некие псевдостроичные производства, которые только под видом сборки обходят таможенные пошлины, и это обидно: мы вкладываемся в локализацию, а есть люди, которые организуют производства и прекрасно себя чувствуют. И Максим Соколов не скрывал, что он и некоторые другие производители лоббировали повышение утильсбора, которое совершилось в самое неудачное время. Доллар взлетел в космос, и так понятно, что автомобили сильно подорожают, а тут еще утильсбор повышается.
— Не останемся ли мы опять с одними «китайцами» и «АвтоВАЗом»?
— Мы в любом случае остаемся с «китайцами» и «АвтоВАЗом». Все остальное было и будет приправой к основному блюду.
Как оговариваются в Минпромторге, полную ставку утилизационного сбора будут уплачивать граждане, ввозящие импортный автомобиль после 1 августа 2023 года, которые собираются перепродать его на территории России в течение одного года с даты ввоза. Другими словами, как поняли это автоэксперты, если человек ввозит авто для личного пользования и использует его в течение года, он заплатит минимальную ставку утильсбора для физлиц — около 5 тысяч рублей. Если он соберется продавать машину в течение года, придется заплатить полный сбор как для юрлиц: уже не 5 тысяч, а условные 350 тысяч.
Таким образом осуществляется борьба с перекупщиками, ведь по параллельному импорту сейчас идут машины, зачастую оформленные на нескольких лиц. Таким методом Минпромторг пытается регулировать рынок, отмечает автоэксперт Роман Гуляев:
Роман Гуляев автоэксперт «Без уплаты утильсбора автомобиль не может встать на учет в России. Вероятно, Минпромторг думает, что удастся восстановить производство, чтобы те, кто производит автомобили здесь, имели ценовое преимущество перед ввозимыми. Это протекционистская мера, поскольку, несмотря ни на что, мы все еще остаемся членами ВТО, пошлину нам менять нельзя — приходится добиваться вот таким способом. Пока с ценами для частных пользователей все очень плохо, стоимость автомобилей у нас завышена, а [собственное] производство пока не налажено. Я боюсь, на налаживание производства уйдет минимум полтора-два года».
Как говорят аналитики, давно пора перестать воспринимать утильсбор именно как налог для будущей утилизации машины. Сейчас утильсбор — это не более чем допналог, который используется для регулирования рынка и не имеет отношения к самой утилизации. Придумали его в свое время при вступлении в ВТО, чтобы отсечь от российского рынка подержанные автомобили. С этой же целью он повышается и сейчас.