Отмена ограничений для Льва Хасиса — если судить по открытым источникам, первая в современной истории британских санкций в отношении россиян — состоялась без особых фанфар. Уведомление о решении, размещенное на сайте правительства Великобритании, можно назвать эталоном краткости: «Нижеперечисленные лица удалены из объединенного списка и более не подлежат заморозке активов или другим ограничениям: Лев Аронович Хасис». Объяснений не приводится, а западные СМИ первые несколько часов новости вообще не замечали.

Что могло стать причиной отмены санкций и есть ли здесь рецепт для других подсанкционных лиц? Комментирует адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин:

Сергей Гландин партнер BGP Litigation, адвокат«Для других бизнесменов посылают своего рода посыл, намек: если вы прекратили те первичные основания, по которым вас внесли в санкционный список, как в этом конкретном случае, — человек дистанцировался от Сбербанка, прекратил все отношения, переехал в другую страну, но, насколько мне известно, проживает постоянно в Соединенных Штатах Америки, — министр снимет санкции. Бизнесмены могут теперь посмотреть на свою ситуацию. Если они по рецепту Льва Хасиса так же переехали в иную страну, прекратили правоотношения или работу в подсанкционных компаниях, банках, это является основанием для снятия санкций. Или наоборот: если бизнесмен не прекратил эту вовлеченность в российские реалии, продолжает работать в подсанкционных организациях, вряд ли с него снимут санкции».

Лев Хасис покинул правление Сбербанка, где он отвечал за направление электронной коммерции, незадолго до начала боевых действий. Как пишет «Интерфакс», об уходе топ-менеджера было объявлено 15 февраля 2022 года, но в документах изначально было написано, что он прекратит полномочия «с 1 июня», а затем формулировку исправили на «до 1 июня».

По данным источников «Ведомостей», Хасис покинул Россию либо сразу после 24 февраля, либо «за пару дней» до СВО. От включения в санкционные списки Британии наряду с действующими топ-менеджерами «Сбера» это его не уберегло, но теперь, спустя полтора года, санкции сняты.

Ждать ли отмены мер в отношении других российских фигур, минимизировавших связи с Россией? Сомневается глава юридической компании Gololobov & Partners, приглашенный профессор Вестминстерского университета Дмитрий Гололобов:

Дмитрий Гололобов глава юридической компании Gololobov & Partners, приглашенный профессор Вестминстерского университета «Я думаю, что вряд ли, потому что это решается в каждом отдельном случае. Он же занимал официальную должность в Сбербанке, его функции были связаны с его официальной позицией. Господин Фридман не может избавиться от своих компаний, денег и так далее. Теоретически он, наверное, может все продать и положить все на какой-то счет в Америке, но вряд ли практически это исполнимо. Хасис ушел с этой должности и уехал из страны, прервал фактически всю связь с Россией. Я не знаю, остался ли он российским гражданином, это вопрос уже десятый. Если я владею компанией, которая изготавливает дроны для России, и в то же время я говорю: «Знаете, я против [СВО], я не поддерживаю» и дал какие-то деньги на поддержку Украины, это не значит, что компания, которая тебе принадлежит, не продолжает действовать, не осуществляет ту деятельность, которая с точки зрения европейских или американских институтов, соответствующих регуляторов не является подсанкционной».

Если решение по Хасису не единичный случай, вероятным следующим кандидатом на выход из санкционного списка Лондона может стать Олег Тиньков. Бизнесмен публично осудил действия России, продал долю в TCS Group структурам Владимира Потанина и прошлой осенью заявил об отказе от российского гражданства. В марте Bloomberg сообщило, что Тиньков направил британским властям прошение о снятии с него санкций. Британский регулятор пояснил, что оспорить меры вправе любое подсанкционное лицо, но конкретные случаи в ведомстве не комментируют.