Анализировать положение «Вагнера», некогда тайной, недавно мятежной, а теперь опальной российской ЧВК, в Африке — занятие непростое. Официальная информация о планах, связях и контрактах группы с правительствами африканских государств или местными военачальниками если и встречается, то отрывочно, а большая часть данных известна либо из анонимных, либо из потенциально ангажированных источников. Наиболее подробно известно о сотрудничестве «Вагнера» с властями Центральноафриканской Республики — те официально подтверждали работу с группой.

Доверит ли ЦАР защиту страны тем, кто неделю назад шел походом на российскую столицу? Рассуждает арабист, старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Зелтынь:

Андрей Зелтынь арабист, старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ «Во-первых, у нас есть заявления советника главы ЦАР о том, что, если «Вагнер» уйдет, страна готова принять «Бетховенов» или «Моцартов». Руководству ЦАР или, судя по всему, руководству Мали по большому счету все равно, как будет называться компания. Я могу представить себе, почему, ведь в свое время «Вагнер» выдавил оттуда французов, вернее, даже не «Вагнер» выдавил французов, а власти отказались от французов и международных сил по той причине, что, с их точки зрения, они не выполняли конкретную задачу — задачу борьбы с исламистами. После прихода туда российских наемников ситуация с исламистами более или менее стабилизировалась в том плане, что они слегка «прижали» эти исламистские движения. Тем самым, с точки зрения местных политических элит, они выполнили свою задачу намного эффективнее, чем французы. Судя по всему, подобная ситуация будет продолжаться, то есть от них никто отказываться не будет».

Как заявил 30 июня Сергей Лавров, решение о том, продолжать ли сотрудничество с «Вагнером», должны принимать правительства африканских стран, где действуют такие подразделения. По словам главы российского МИД, конкретно с ЦАР Москва сотрудничала по линии Минобороны на основе государственного договора, а ЧВК заключала контракт с властями республики самостоятельно. Не вполне понятно, как это сочетается с заявлениями Владимира Путина о том, что «содержание всей группы «Вагнер» полностью обеспечивалось государством».

О роли ЧВК рассказывает корреспондент Al Jazeera в Сенегале Николас Хак. Опять же, это неофициальная информация:

«Все это перекликается с многочисленными поездками в Африку Сергея Лаврова с целью оказания большего влияния на регион. Усилия приносят результат — в ООН многие африканские страны не поддерживают резолюции против действий России. Но для «Вагнера» присутствие на континенте направлено на получение прибыли. Они работают в странах, богатых золотом и полезными ископаемыми, таких как Мали и ЦАР. На территории последней группа контролирует месторождение Ндассима, одну из крупнейших золотых шахт в республике. А доходы от активов позволяют финансировать деятельность «Вагнера» за пределами ЦАР, в том числе на европейском театре боевых действий».

Кроме ЦАР и Мали, силы «Вагнера» могут присутствовать в Ливии, где они уже несколько лет, предположительно, оказывают поддержку силам генерала Хафтара, противника признанного Турцией и Западом правительства в Триполи. Сейчас конфликт находится в фазе сравнительного затишья, но, по данным региональных СМИ, на этой неделе по базе «Вагнера» нанесли удары с Bayraktar. AFP утверждает, что никто не пострадал, но атака может быть некой проверкой. Мол, как там чувствуют себя наши давние противники после мятежа?

Западные СМИ также обвиняли «Вагнер» в причастности к конфликту в соседнем Судане, где армия страны с апреля воюет с Силами быстрого реагирования. Как утверждается, через одну из ливийских баз российской ЧВК осуществлялось снабжение суданского спецназа оружием, хотя подтверждения этой информации нет. Комментирует главный корреспондент CNN по международным расследованиям Нима Элбагир:

«CNN провел расследование о деятельности «Вагнера» в Ливии. 16 апреля, через день после начала боев в Хартуме, столице Судана, российский борт Ил-76 был замечен на ливийской авиабазе «Джуфра», которую спецслужбы США называют базой «Вагнера». Через три дня авиаэксперты сообщили о вылете того же самолета из сирийской Латакии обратно в Ливию, на авиабазу «Хадим», а вскоре в соцсетях появились снимки вылета борта в направлении суданской границы. Источники CNN в Судане утверждают, что самолет сбросил груз с вооружениями и боеприпасами над базой «Шевроле», которую контролировали силы суданской RSF. Как раз во время наиболее ожесточенных боев между спецназом и суданской армией».

Даже если поддержка Сил быстрого реагирования и могла гипотетически иметь место, «на земле» в Судане силы «Вагнера» вряд ли присутствуют — власти страны это опровергли.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на источники, Минобороны России пока не планирует сворачивать проекты по оказанию услуг безопасности в Африке и других странах. По данным издания, партнеры «Вагнера» обеспокоены мятежом, но по большому счету на отношение к подрядчику и к России в целом события не повлияли.