Обновлено в 19:00

Во Франции отменят ряд развлекательных мероприятий в особо опасных регионах, чтобы защитить мэрии, сообщил президент Франции Эммануэль Макрон на заседании антикризисного штаба. По его словам, треть задержанных за беспорядки во Франции — подростки и молодежь. «Я призываю родителей к ответственности. Республика не может заменить семьи», — заявил президент Франции. Также Макрон призвал соцсети «удалить наиболее чувствительный контент» с беспорядков и найти пользователей, которые призывают к насилию.

Глава МВД Франции потребовал от местных властей приостановить движение общественного транспорта после 21:00 по всей Франции. Беспорядки и грабежи продолжаются в нескольких городах уже третью ночь подряд. В соцсетях каждый день появляются видео с поджогами и столкновениями с полицией. Самая сложная ситуация этой ночью была в Париже, Марселе, Лионе, Тулузе и Лилле.

МВД Франции сообщило, что в ночь с четверга на пятницу к подавлению беспорядков были привлечены 40 тысяч полицейских, 249 из них были ранены. В протестах приняли участие более 6 тысяч человек, задержаны уже более 870. Поводом стала смерть 17-летнего подростка алжирского происхождения, застреленного полицейским во время проверки на дороге. Бизнесмен французского происхождения Жан Жанюар в эти дни находится в Париже. В четверг, 29 июня, он с трудом смог зайти в метро:

Жан Жанюар бизнесмен французского происхождения «Вчера закрыли все виды общественного транспорта на поверхности в Париже с девяти часов вечера, работал только метрополитен. Были большие толпы людей, в том числе и учитывая, что лето — это популярный туристический сезон, все туристы ломанулись в метро. Я сам отстоял очередь, чтобы зайти в центре города недалеко от Эйфелевой башни. Это нестандартная акция и по скорости, и по виду. Не хочу выглядеть высокомерным французским политологом, но не всегда наши популярные рабочие пригородные районы, окрестности крупных городов в провинции Франции и Парижа участвуют в протестах. Когда были желтые жилеты, протесты по поводу пенсионной реформы, они оставались за пределами, не участвовали в событиях. Сейчас начали протесты, они идут по нарастающей, нарастает недопонимание сторон. Можно сказать, что этим ребятам не светят красивые каникулы, они все лето будут в своих пригородах. Поэтому они взбунтовались, бунт будет еще сегодня и послезавтра. Не понимаю, как это может успокоиться в ближайшие дни, учитывая практически отсутствие мер со стороны правительства. Во всех странах одно и то же, Макрон уехал из Брюсселя, но для парней, которые по ночам сжигают автомобили и магазины и разрушают все на своем пути, совершенно все равно — он в Брюсселе или в Париже. Меры — это то, что во Франции стесняются называть комендантским часом, что с девяти часов вечера не работают наземные виды общественного транспорта. Это интересная мера, но это не успокоит народ и бунтующих».

Самая сложная ситуация этой ночью была в Париже, Марселе, Лионе, Тулузе и Лилле. Например, в центре Марселя вандалы уничтожили библиотеку, а в пригороде Дранси толпа на грузовике сломала въезд в торговый центр, который затем частично разграбили и сожгли. Журналист из Франции Дмитрий Гаврилов находится в Дижоне. Говорит, что по сравнению с другими французскими городами в Дижоне относительно спокойно:

— В Дижоне по сравнению с другими городами, наверное, поспокойнее. Руководители города заявляют, что за два дня здесь подожгли до 20 машин и один автобус, общественные здания не пострадали. Были попытки проникновения только в административные здания. Но, несмотря на это, власти Дижона принимают меры, в частности сегодня запрещены митинги, демонстрации и протестные акции в центре города, исключение составляет лишь площадь Республики. Активисты сегодня собираются, в социальных сетях распространяют призывы прийти вечером в центр города. Для предупреждения столкновений, погромов власти города отменяют движение транспорта, автобусов и трамваев после 19:30. Руководство заявило, что комендантский час здесь вводить не будут, тем не менее будут строго контролировать ситуацию, к этому даже привлекают беспилотники. Местная пресса пишет об этом не так много, в основном идет хроника того, что происходит по всей стране. Национальные СМИ ведут текстовые онлайн-трансляции о том, что происходит вокруг этих погромов, какие последствия, важные заявления, в том числе от политических партий.

— Можно ли говорить о политическом кризисе, как разнятся мнения политологов?

— О политическом кризисе говорить не стоит, потому что все заявления идут в русле недопустимости погромов, насилия. Есть заявления, что власти делают недостаточно, чтобы предотвратить насилие, но эти заявления не касаются кадровых решений. Пока такое не звучит.

Премьер Франции Элизабет Борн объявила о развертывании бронетехники жандармерии в связи с волной беспорядков в стране, сообщает телеканал BFM со ссылкой на источник в полиции. Уточняется, что речь идет о примерно 18 бронемашинах. Как сообщает газета Le Parisien, из-за угрозы беспорядков власти отменили концерт французской певицы Милен Фармер, который должен был состояться вечером в пятницу, 30 июня, на стадионе Stade de France в парижском пригороде Сен-Дени. О беспорядках во Франции рассказывает обозреватель Business FM Андрей Жвирблис, который сейчас находится в Париже:

— На самом деле все это очень локализовано, в основном, например, рядом с Нантером есть коммуна, называется Сен-Жермен-ан-Ле, не сказать буржуазная, но вполне процветающая, там живет высший средний слой. Но рядом есть другой квартал, там все такое происходит. Но опасности, как говорят, нет, везде все спокойно. В коммуне, в пригороде выходят вот эти погромщики, неизвестно зачем. Ну и в центре вчера вечером они появились, разграбили магазины, пытались даже разбить витрину ювелирного магазина, но там такое стекло, что его не разобьешь. По всей видимости, как раз именно из-за этого вчера вечером транспорт в Париже прекратил работать в девять часов вечера, видимо, чтобы воспрепятствовать этим передвижениям. Но сейчас возникает еще подозрение, что среди погромщиков слетаются какие-то радикалы, есть подозрение, что появился и европейский, анархистский уже black bloc. Также сейчас ультраправые в сетях пишут, что они готовы, наоборот, туда прийти, установить порядок. Но, конечно, хотелось бы, чтобы это не ультраправые радикалы наводили порядок, а все-таки полицейские силы, которые, я думаю, все-таки рано или поздно с этим справятся, это не первый случай такого рода.

— Звучат ли голоса в поддержку полиции, ведь раньше сообщалось, что этот мальчик, которого застрелили, был на карандаше у полиции, был замечен в правонарушениях неоднократно?

— Это пока ничем не подтвержденные утверждения, окружение его говорило, что он не был таким суперуспешным подростком, но он учился на электрика в профессиональном лицее, в третьем поколении француз. Он и спортом занимался, и в принципе был вполне социализированный, не замеченный в каком-то криминале.

Беспорядки вспыхнули в парижском предместье Нантер и перекинулись на другие города три дня назад. Business FM поговорила с жительницей города Пюто по соседству с Нантером, гидом Натальей Сависько. Вот что она рассказала об обстановке:

Наталья Сависькожительница города Пюто«Когда мы с вами вчера созванивались, было относительно спокойно, когда я пришла домой, мы начали получать сообщения со всех сторон. Друзья стали звонить, спрашивать, как дела, в новостях стало это усиливаться, и из Москвы звонили, и из Парижа. Очень много новостей, во-первых, а во-вторых, реальные события. К примеру, в группе языковой школы ребята, с которыми я занимаюсь, начали кидать в школьную группу фотографии пожара. Нантер очень близко от нас, и я увидела там пару задымлений, полицейские поехали в сторону Нантера, появилось сообщение, что остановили поезда и трамваи после 21 часа. Слышали какие-то залпы, мне даже муж говорит: «Может, окна закроем, мне кажется, что какая-то гарь идет». Естественно, телевизор, новости, газеты — как-то очень массированная эта информация. Мать убитого 17-летнего мальчика говорит, что это ошибка человека, а не системы. Она призывает к спокойствию. Естественно, всякие мнения аналитиков, мнение на первой полосе Figaro, там считают, что эти забастовки — это лишь предлог для бунтовщиков. Сообщения, которые я помониторила, что в некоторых пригородах Парижа, в частности в Нантере, ввели комендантский час со вчерашнего дня».

Некоторые политики призвали к введению чрезвычайного положения в стране.