Компания «Кино.Арт.Про», основанная президентом сети «Каро» Ольгой Зиняковой с партнерами, займется показом театральных постановок на большом экране, сообщают «Ведомости».

Практика показа спектаклей в кино не новая. Уже девять лет фестиваль «Золотая маска» демонстрирует лучшие постановки в кинозалах по всей стране. Каких-то полтора года назад в кинотеатрах бывали прямые трансляции из «Метрополитен-оперы» и «Ковент-Гардена». В конце концов, даже «Щелкунчика» Большого театра показывали в кино и не раз.

Но основательница «Каро» хочет превратить практику из эпизодической в постоянную. Репертуар готовит канал «Культура». В проекте уже участвуют 15 театров: «Новая Опера», музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-опера» и другие. Премьеры в кино с участием создателей планируют проводить ежемесячно, далее спектакли будут в широком прокате. К проекту привлекут и компании, которые уже владеют библиотекой прав на лучшие мировые спектакли. Не исчезнет ли при таких показах театральная магия? Отвечает худрук театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман:

Дмитрий Бертман худрук театра «Геликон-опера» «Я думаю, что она не пропадет. Театр в этот момент никто не закрывает. Зрители, которые влюбятся в актеров, в эти оперные сюжеты, в эту музыку, наоборот, придут в театр. Я знаю некоторых коллег, которые не участвуют в этом проекте и говорят, что потом к нам зритель не придет. Я с ними совершенно не согласен. Наш театр часто транслирует свои спектакли на том же канале «Культура». Мы только приобретаем зрителя. Люди, которые посмотрели на экране, очень хотят прийти «живьем» в театр это увидеть. Это популяризация нашего вида искусства, который, на самом деле, был задуман как самый популярный вид искусства. Расцвет оперы произошел в XIX веке, а в XVIII веке барочная опера вообще была развлечением. А в XIX веке строились самые большие театральные здания именно для оперных театров. И сюжеты, которые брались композиторами, как правило, очень попсовые. Про куртизанок, про царей, про любовь, про измену, про месть. Люди должны не бояться, а должны видеть, что это как раз очень народное искусство, и его надо воспринимать не головой, не знаниями, а именно эмоционально».

По словам Бертмана, в его театре уже сняли на 22 камеры оперу «Пиковая дама». Авторские права оформляют при съемке. Условия держатся в секрете.

На июль прошлого года, по данным «Невафильм Research», сеть «Каро» занимала четвертое место в России по числу кинозалов — 204 в 35 кинотеатрах. Сейчас доля спектаклей, показанных в кино, от общих сборов пока несущественная — менее 2%. И вряд ли такие систематизированные показы смогут стать серьезным финансовым подспорьем, считает владелец сети кинотеатров «Люмен Фильм», член ассоциации владельцев кинотеатров России Павел Поникаровский:

Павел Поникаровский владелец сети кинотеатров «Люмен Фильм», член ассоциации владельцев кинотеатров России «В больших городах театралов больше на душу населения. Они могут сделать этот проект экономически целесообразным. А, допустим, в малых городах интерес к театрам, возможно, меньше, но его можно воспитывать. Чтобы оценить эффект, наверное, недостаточно будет показать одну серию спектаклей. Скорее всего, понадобится какой-то более длительный промежуток времени, определенная рекламная кампания, выстроенная под данный проект. После этого можно будет сказать, что здесь это успешно, а здесь это не пошло. Он может быть экономически успешным, но сделать так, чтобы он вытянул кинотеатры из той ситуации, в которой мы сейчас находимся в связи с известными событиями, я думаю, невозможно. Потому что театральная публика значительно меньше, чем киношная. Кино — это все-таки массовый продукт, театр — более нишевое, интеллектуальное творчество, которое не многие понимают и готовы платить за это деньги».

В целом программа «Театр в кино» выглядит привлекательной с той точки зрения, что билеты в кино обычно куда дешевле, чем во многие театры.