Обновлено в 21:20

На российском рынке — острый дефицит цемента. В некоторых регионах спрос вырос в десятки раз по сравнению с зимой, однако есть проблемы с поставками. Об этом заявили в объединении «Союзцемент».

Дефицит цемента в разной степени возникает почти каждый год и всегда увязан с сезонностью. Весной спрос на стройматериалы резко растет. Вот только в этом году спрос на цемент нетипично высокий, вдобавок он наложился на сокращенные объемы на рынке и проблемы с логистикой, говорят аналитики.

На практике цемент приходится ждать очень долго, к тому же он резко подорожал, отмечает директор компании «Русагротехнологии» Тимофей Клабуков. Он занимается возведением сельхозобъектов.

Тимофей Клабуков директор компании «Русагротехнологии» «У нас сейчас в Башкирии объект, бетонный завод стоит, потому что нет цемента. Мы кое-как пробили цемент на следующую неделю, и то непонятно, будет он или нет. Встала бригада работников, не знаем, что делать, снимать их или не снимать — именно по причине дефицита цемента. И цены поднялись: если в прошлом году цена была в районе 5,5 тысячи рублей за кубометр бетона, то сейчас 10 тысяч рублей. В Ижевске тоже надо через знакомых узнавать, это как в СССР: дефицит, ищешь знакомых, кто где поближе».

При этом, как отмечает бизнесмен, со всеми остальными стройматериалами таких сложностей нет: и металл есть, цена на него даже немного снизилась, нет проблем и с пиломатериалами. Главной причиной высокого спроса на бетон, точнее, на цемент — его главный компонент, аналитики называют возросшие темпы строительства.

По данным Росстата, за последние четыре месяца объем работ превысил показатели прошлого года на 8%. Количество строящегося жилья, по данным «Дом.РФ», показывает рекордные значения в более чем 100 млн квадратных метров. При этом российские заводы смогут легко покрыть даже такой спрос, указывает исполнительный директор объединения «Союзцемент» Дарья Мартынкина:

Дарья Мартынкина исполнительный директор объединения «Союзцемент» «В настоящее время производственные мощности российских цементных предприятий значительно превышают спрос. Средний уровень загрузки мощностей в России составляет не более 60%. По некоторым регионам наблюдаются пиковые всплески на 30% или даже до 70%. Например, Татарстан, Удмуртия, Самарская область. Мы объясняем такой рост активным возведением жилья. В мае-июне объемы потребления по отношению к зиме возросли многократно. В некоторых регионах до десяти раз, хотя обычно рост в регионах с самой высокой сезонностью — речь прежде всего о Сибири — составляет 2,5 раза».

Спрос на цемент сильно варьируется в зависимости от региона. Например, застройщики в Центральном федеральном округе особых проблем с поставками не отмечают. Хотя цены на цемент выросли и здесь в среднем почти на 20%. Самый острый дефицит — в Сибирском федеральном округе, он сильно зависит от железнодорожных поставок. Комментирует председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин:

Павел Иванкин председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта «Естественно, летом у цементников всегда пиковый сезон. Критической, наверное, ситуацию я бы сейчас не стал называть. Есть определенные проблемы с обеспечением подвижным составом отгрузок. Но за счет того, что объем вагонов-цементовозов в принципе рассчитывается в среднем на год, без учета этих пиков, в пиковый сезон привлекаются в том числе и захимиченные вагоны-зерновозы. И, насколько я знаю, сейчас дикого дефицита вагонов пока не просматривается».

В ряде регионов дефицит цемента вызван не самыми очевидными причинами. Это могут быть и весенние ограничения на движение грузовиков, и перебои с поставками деталей для них, и реконструкция местного завода, и даже сезон отпусков — люди чаще пользуются железными дорогами и перегружают их. Дефицит цемента, по оценке аналитиков, как и всегда, должен исчезнуть к середине осени.