Объем предложения глэмпингов в России в 2023-2024 годах будет расти примерно на 30% в год, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на прогнозы компании CMWP. В классическом понимании глэмпинг — это отдых на природе со всеми удобствами и полноценным отельным обслуживанием. Еще одно важное условие глэмпинга — он должен быть мобильным и органично вписываться в окружающую среду, не нанося ей вреда.

Другими словами, турист живет условно в палатке, но пользуется сервисом, сопоставимым с тем, что предлагает хороший отель. Один из вариантов: посреди леса стоит подиум, на котором разбит шатер. Снаружи — нетронутая природа, внутри — свет, вода, кровати, телевизор и так далее. Туристу могут предложить питание, развлечения, белье, халаты, полотенца и прочее. Хотя это не всегда шатер. Тут и вигвам, и полноценный домик. Модульный. Или автодом-прицеп. Вариантов масса.

«Коммерсантъ» приводит данные Ассоциации глэмпингов России, согласно которым сейчас в стране работает 386 подобных проектов, а к августу планируется запустить еще 50-80. Кто-то считает, что рынок может расти и дальше, а кто-то уверен, что он уже перегрет, и скоро, не выдержав растущей конкуренции, многие проекты закроются. А вот сооснователь сети глэмпинг-отелей «Под небом» Сергей Петров вообще не берется сказать, что такое рынок глэмпингов:

Сергей Петров сооснователь сети глэмпинг-отелей «Под небом» «Я считаю, что рынка глэмпингов не существует. Глэмпинг — это просто некий формат размещения, который может работать на любом из классических рынков, которые есть в туризме: либо как загородный отель, либо как курортный отель, либо как горнолыжный отель. Просто это другой формат. Вопрос того, какой туристический продукт ты покупаешь. Потому что сам по себе отель не повод для визита. Чтобы сделать конкурентный хороший продукт, надо, помимо самого размещения, давать что-то еще. Какие-то эмоции, какие-то интересные фишки, которые человек и будет покупать».

Что продается в глэмпингах (какими бы они ни были)? Первое — единение с природой. Если это шатер, открыл тент и спишь буквально в лесу (если палатка в лесу). Или на горе. Или на берегу озера. Второе — относительная автономность. Вокруг тебя немного людей. И у тебя все свое. Но и тут есть варианты: где-то есть общий для всех ресторан, кто-то даже может поставить большой бассейн для всех, а где-то все максимально аскетично, но с теплом и светом. Некоторые проекты вообще работают по системе «все включено», но без шведского стола. Соответственно, и цены разные: от 5 тысяч рублей за ночь за палатку на семью до 20 тысяч за ночь с человека.

Почему этот формат пока нравится инвесторам? Во-первых, скорость реализации проекта. Главный плюс — это не капитальные объекты, указывает исполнительный директор ассоциации «Туристический альянс Крыма» Светлана Возная:

Светлана Возная исполнительный директор ассоциации «Туристический альянс Крыма» «За счет того, что объекты не являются капитальным строением, их быстрее можно задействовать в бизнес-процессах. Соответственно, например, начав строительство в 2023 году, вы их сдадите в 2023-м и в 2023-м уже сможете принимать гостей».

И не менее важный фактор — господдержка. Во время ПМЭФ президент Владимир Путин высказал идею в ближайшие два года дополнительно выделить 11 млрд рублей на строительство в стране 470 модульных отелей, в число которых входят и глэмпинги. Выделенные ранее 4,2 млрд рублей пошли на реализацию 174 проектов.

Опрошенные Business FM собственники глэмпингов говорят, что господдержкой они пользовались, и это существенно облегчило процесс. Но некоторые эксперты предупреждают потенциальных инвесторов: мода на такой отдых может быстро пройти, цены на размещение пойдут вниз, и кому-то, возможно, придется такие проекты сворачивать.