Сожжение Корана в Стокгольме — уже второе за год — на этот раз состоялось в первый день Курбан-байрама возле главной мечети шведской столицы, которую за время праздника посещают чуть ли не 10 тысяч мусульман. Как пишет Reuters, организаторами акции стали два человека — один порвал книгу и поджег, другой говорил в мегафон. Агентство называет имя одного из активистов: в недавнем интервью шведской газете он представился как Салван Мамика и назвался беженцем из Ирака. За происходящим наблюдали пара сотен человек. Часть в знак протеста скандировали «Аллах велик», другие кричали «Пусть горит!». Один человек попытался бросить камень в организаторов, он был задержан. Событие, которое сложно не назвать провокацией, пыталась запретить шведская полиция, но суд встал на сторону активистов. Рассказывает в эфире WION политический аналитик из Германии Джеймс Джексон:

«В предыдущий раз, в январе, аналогичную акцию провел шведско-датский активист ультраправого толка. Теперь же, что любопытно, агентство France Presse называет организатором акции беженца из Ирака, который выступает за запрет Корана. Полиция Стокгольма пыталась запретить демонстрацию, но апелляционный суд удовлетворил требования активиста, сославшись на право на свободу слова. Можно сказать, что Швеция пока не смогла определиться, где свобода, а где злоупотребление, и насколько геополитические интересы должны влиять на внутреннюю политику. Причем речь не только о сожжении Корана, но и о требованиях Турции по экстрадиции курдских активистов, которых Анкара называет террористами».

Глава Турецкого МИД Хакан Фидан осудил акцию и назвал ее «подлым поступком» и «антиисламскими действиями», однако пока Анкара реагирует отнюдь не так яростно, как на зимний инцидент перед турецким посольством в Стокгольме. Можно ли считать, что новая акция практически гарантирует, что в обозримом будущем Турция не одобрит членство Швеции? Или пространство для переговоров остается, а внимание к акциям отдельных радикалов постепенно снижается? Комментирует президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:

Татьяна Пархалина президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества «Ситуация изменилась в Турции, прежде всего, ведь на самом деле Эрдоган выставлял вот этот заслон Швеции перед выборами. Ему это было важно внутриполитически. Но с тех пор много воды утекло, Эрдоган переизбран, а в Швеции все-таки приняли закон, то есть тоже пошли навстречу. Приняли закон, который накладывает определенные ограничения на представителей, которые там проживают, Курдской рабочей партии. Но известно, что сейчас ведутся переговоры между турками и американцами, Турция хочет вернуться в программу F-16 и, может быть, даже F-35, в которой участие было приостановлено в связи с тем, что Турция закупила российские комплексы S-400. Поэтому я бы сегодня не стала делать вывод, означает ли это то, что Швеция уже махнула рукой и понимает, что и так все пропало, поэтому будем вести себя, как вели бы и без этого, или, наоборот, уже существуют какие-то договоренности».

Шведский премьер Ульф Кристерссон прокомментировал планируемую акцию. Политик назвал сожжение Корана «предосудительным, но не незаконным» и отказался отвечать на вопрос о том, как это скажется на перспективах вступления страны в НАТО. В Москве на готовившуюся акцию отреагировали чуть ли не резче, чем в Анкаре. В Госдуме звучат заявления о «посягательстве на основополагающие права» человека со стороны властей Швеции. 29 июня ситуация будет обсуждаться на заседании нижней палаты российского парламента.