Обновлено в 20:50

В России создан прецедент для криминализации и усиления контроля над криптовалютными операциями, считают эксперты. Поводом может стать решение Верховного суда, который впервые признал перевод биткоинов в рубли отмыванием денег.

Вердикт касается конкретного случая, связанного с продажей наркотиков. Его фигурант получал оплату за незаконный товар биткоинами. Потом он переводил их в рубли и направлял на счета дочери своей сожительницы. Утверждается, что подсудимый конвертировал так более 8 млн рублей.

Суд первой инстанции признал его виновным в незаконном обороте наркотиков, но по делу о легализации доходов, полученных преступным путем, оправдал. Апелляционный суд подтвердил это решение. Прокуратура не согласилась. Там настаивали: фигурант целенаправленно переводил деньги с виртуального счета на банковские карты, «придавая правомерный вид их владению». Дело дошло до Верховного суда, который постановил: с помощью криптовалюты подсудимый скрывал преступное происхождение денег и пытался их легализовать.

Инвесторов эти формулировки настораживают. Есть опасения, что вердикт может привести к криминализации всех переводов из крипты в традиционную валюту, говорит управляющий инвестфондом и автор телеграм-канала Profit Андрей Плотников:

— На основании решения главного юридического органа России, Верховного суда, Центробанк, скорее всего, тоже признает отмыванием денежных средств обмен криптовалюты на рубли и на другие валюты, последующую передачу, перевод этих денег на карты третьим лицам.

— Это обязательно должно быть похоже на эпизод, связанный с наркотиками, или этот прецедент в целом ограничивает криптовалюты?

— Думаю, пока не ограничивает, а морально пугает людей, поскольку есть юридический прецедент. Но этого достаточно для дальнейшей юридической и налоговой базы контроля криптовалютной деятельности в стране. Я даже не сомневаюсь, что через полгода деятельность криптообменников в России не просто [окажется] под запретом, она будет либо лицензирована, либо очень жестко, строго контролироваться ЦБ и Минфином или соответствующими органами.

По мнению Плотникова, в течение нескольких месяцев деятельность криптообменников в России может оказаться под запретом. Или же она будет очень строго контролироваться ЦБ, Минфином и другими ведомствами.

Как отмечает агентство РАПСИ, Верховный суд еще в 2019 году постановил, что статья УК о легализации преступных доходов распространяются на криптовалюту. Но по факту первое решение вынесено только сейчас. У этого случая есть два важных аспекта, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «С точки зрения применения статьи 174.1 данный кейс скорее в тренде. Это как последовательная легализация применения государством криптовалют. Потому что Госдума уже не первый год пытается что-то придумать, чтобы легализовать, особенно для обхода санкций и параллельного импорта. Кейс, который рассмотрел Верховный суд, в тренде, это последовательный курс на использование криптовалют. С другой стороны, я хотел бы по-другому посмотреть на это дело. Мне крайне не нравится возросшая активность применения статьи 174.1. Я боюсь, что кейс Верховного суда приведет к тому, что каждая покупка криптовалюты обвиняемым по любому экономическому уголовному делу будет добавлять почти автоматически 174.1, это гораздо хуже».

Согласно исследованию криптобиржи Huobi, на конец прошлого года криптовалютой владел каждый десятый россиянин — более 14 млн человек. По числу посещений криптообменных бирж Россия занимает третье место в мире.

Распространение, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков, а также их употребление на территории РФ преследуются по закону. Business FM не поддерживает и не пропагандирует никакие из перечисленных деяний.