Минфин изучает возможности изменения механизма налогообложения нефти. Рассматриваются два варианта: переход на привязку нефти к котировке Dubai либо снижение максимально возможной скидки для Brent с 25 долларов до 20 долларов. В последнем случае, если стоимость марки Brent 75 долларов, то Минфин принимает цену Urals равной 50 долларов. Об обсуждении такой инициативы газете «Ведомости» сообщил замминистра финансов Алексей Сазанов.

«Снижение дисконта Urals к Brent с 25 долларов до 20 долларов обсуждается, но решения по этому вопросу пока нет, и, соответственно, не определена дата, когда этот новый предел цены может начать действовать», — отметил замминистра. К дискуссии по переходу на привязку к котировке Dubai ведомство готово приступить осенью. По словам Сазанова, в этом случае сумма максимальной скидки Urals к ней должна быть меньше, чем к Brent. Он предупредил, что без такой корректировки объема дисконта могут сократиться доходы бюджета. Вот что говорит заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

Алексей Белогорьев заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Скорее всего, Минфин выберет средний вариант, смешанный. Он не против привязки к Dubai, это мало что меняет с точки зрения налогообложения. Dubai чуть дешевле Brent, разница сейчас совсем невелика — в пределах доллара, но ретроспективно цены расходились, в 2022 году в среднем по году разница была около пяти долларов. Более принципиально для Минфина сокращение дисконта, это важно с точки зрения общей величины доходов бюджета. Минфин будет настаивать на том, чтобы снизить дисконт, по меньшей мере это снижение с 25% до 20%, и уже не так важно, к какому именно бенч-марку это будет привязано. Если это будет Dubai, то может остаться чуть более высокий дисконт, чем если бы Минфин и нефтяные компании остались на привязке к Brent. Вопрос не в том, какой сорт выберут, а в том, какой объем доходов хочет получить Минфин, и как он видит дальнейшее развитие ценообразования на рынке нефти. Судя по заявлениям, общие настроения стали более позитивными и в Минфине, и в правительстве. Нефтяные компании тоже видят рынок более оптимистично, чем это было в начале года, несмотря на снижение цен. Это будет нескончаемый спор, пока существуют дисконты, а они сохранятся, пока есть санкции. У каждой компании, у каждого ведомства свое видение ценообразования на рынке нефти, точки соприкосновения нет, кроме того, что есть дисконт, который не определен по величине. У каждой компании, для каждой партии нефти, для каждого танкера он индивидуальный. Усредненное значение найти сложно, тем более правильно, чтобы все были согласны. Сортов, к которым можно привязаться, не так много. Кроме Dubai, нечего выбрать, потому что Brent и WTI неактуальны для российских компаний в связи с изменением рынков сбыта. В Азии нет другого столь ликвидного сорта, кроме Dubai. Ключевой вопрос — как определить и выявить реальный дисконт при продаже российской нефти».

Использовать котировку сорта Dubai вместо Brent при расчете НДПИ и экспортной пошлины в мае 2023 года правительству предложила «Роснефть». Главным аргументом было то, что основные потоки российской нефти теперь перенаправлены в Азию, где в основном торгуется Dubai, тогда как европейский сорт Brent мало представлен. Сама «Роснефть» уже перешла на привязку к Dubai для поставок Urals.