США и Индия пошли на сближение
Демократия у Индии и США в ДНК, сошлись во мнении президент Джо Байден и премьер Нарендра Моди. В пятницу, 23 июня, завершился государственный визит Моди в Вашингтон. Индийского премьера приняли со всеми положенными почестями, пообещали инвестиции и беспилотники
Читать на полной версииСамый насыщенный день у индийского премьера был в четверг, 22 июня: встреча с Джо Байденом, совместная пресс-конференция, речь в конгрессе. В завершение — торжественный прием в Белом доме. 23 июня Нарендра Моди поговорил с представителями американского бизнеса и отдельно — индийской диаспоры.
Относительно недавно Моди в США просто не пускали. В 2005 году ему отозвали визу. Американские власти считали, что в то время глава штата Гуджарат Моди притесняет религиозные свободы. В 2014 году он стал премьером. Про запрет забыли. И вот уже государственный визит — самый важный, согласно дипломатическом протоколу.
Многие в американской политике по-прежнему считают Моди фигурой, «склонной к авторитаризму», и недоумевают: зачем такая гостеприимность? Но партнерство с Нью-Дели стратегически важно для Вашингтона, в том числе в рамках совместных претензий к Пекину. Комментирует старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Алексей Куприянов:
Алексей Куприянов старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук «Американцы явно недовольны индийской позицией. Они всегда хотят больше и активнее вовлекать Индию в антикитайские инициативы. Индия не прочь вовлекаться, но при этом есть определенный предел, дальше которого индийцы идти не собираются. То есть они понимают, что с Китаем им дальше жить и существовать. Они с Китаем не соперничают на общемировой арене. Индийцы исходят из концепции «многополярный мир, многополярная Азия». Они недовольны тем, что Китай эту концепцию подменяет на концепцию «многополярный мир, однополярная Азия». Они ждут от Китая признания своих интересов в регионе Индийского океана и урегулирования максимально возможных индийских условий пограничного вопроса».
После двухчасовых переговоров Байден и Моди заявили о росте напряженности и дестабилизирующих действиях в Восточном и Южно-Китайском морях. Без прямого упоминания Пекина. Но там посыл явно услышат.
По итогам визита стороны объявили об усилении кооперации в производстве полупроводников, поставках критически важных материалов. США и Индия планируют нарастить сотрудничество в освоении космоса, сфере научного сотрудничества и высоких технологий. Стороны урегулировали ряд торговых споров. Илон Маск после встречи с Моди пообещал как можно скорее начать инвестировать в Индию.
Американская компания Micron Technology заявила, что вложит около 800 млн долларов в завод по сборке и тестированию чипов в штате Гуджарат. Согласно подписанным соглашениям, General Electric сможет через какое-то время начать производство в Индии двигателей для истребителей Tejas. Кроме того, Нью-Дели может закупить около 30 дронов MQ-9B SeaGuardian.
Российские углеводороды сейчас идут на мировые рынки во многом именно через Индию. Запад от этого не в восторге. Не так давно глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призывал к санкциям в связи с закупками Индией российской нефти. Хотя формально Нью-Дели ничего не нарушает. Есть ли рычаги влияния у Вашингтона? Комментирует профессор факультета мировой политики МГУ, доктор политических наук Алексей Фененко:
Алексей Фененко профессор факультета мировой политики МГУ, доктор политических наук «Американцы теперь хорошо видят нашу опасность: мы очень сильно сосредоточены на экспорте углеводородов через Индию, и если Индия закроет нам это окно, это будет не очень приятно для России. Американцы всегда обещают Индии два пряника: частичное признание ее ядерного статуса и место постоянного члена в Совбезе ООН. Поэтому я не исключаю, что по этим темам будет вестись дальнейший диалог. Экономика американцам пока не так важна. Им важнее, чтобы Индия закрывала для России возможность реэкспорта технологий».
Индийский премьер прямо не критикует Россию, но недавно он заявил, что Индия не нейтральна в отношении конфликта на Украине, а выступает за мирное урегулирование. В ходе визита в США он призвал как можно скорее прекратить боевые действия. И повторил свою позицию: «Это не эпоха войны. Это эпоха диалога и дипломатии».