Не так давно Нарендра Дамодардас Моди был в США опальной фигурой: в 2005 году Госдепартамент отказал ему в дипломатической визе и отозвал действующую туристическую, сославшись на «притеснение религиозных свобод» в штате Гуджарат, который возглавлял будущий премьер Индии. Когда в 2014 году Моди возглавил правительство, де-факто санкционный запрет на въезд отменили и политик не раз посещал США, но первого государственного визита в Вашингтон пришлось ждать еще девять лет. Теперь, пишет CNN, для индийского премьера «выкатывают красную ковровую дорожку».

Моди встретится с Джо Байденом, пообщается с титанами Кремниевой долины, двое из которых, глава Google Сундар Пичаи и глава Microsoft Сатья Наделла, родились в Индии, и, как предполагает CNBC, может подписать ряд соглашений о поставках американских вооружений. О причинах американского charm offensive — что-то вроде «очаровательного наступления» — рассуждает замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Дмитрий Суслов:

Дмитрий Суслов замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ «Главный фактор, и он же важнейшний, — это Китай и превращение Китая в стратегического соперника Соединенных Штатов. В США рассматривают Китай в качестве единственной страны мира, которая способна сбросить США с пьедестала мирового первенства и лидерства, и всячески выстраивают антикитайские коалиции. И в этой связи Индию они рассматривают в качестве такой козырной карты, в качестве решающего фактора, который может изменить азиатско-тихоокеанский, да и глобальный даже, расклад сил в пользу Соединенных Штатов, если Индия будет наращивать с Соединенными Штатами сотрудничество, партнерство. Вот именно из-за подъема Китая и американо-китайского соперничества Соединенные Штаты делают огромную ставку на Индию».

Нью-Дели и Вашингтон уже объединяют прочные торговые связи. США для Индии — главный экспортный партнер и третий партнер по объемам импорта. Для сравнения: объем торговли между Индией и Россией, даже с учетом кратного роста российского экспорта энергоресурсов в Азию, меньше чуть ли не в десять раз. К тому же для США не в новинку с кем-то «дружить против». Например, одним из факторов взрывного роста коммунистического Китая некогда стали именно американские инвестиции, сделанные в пику Советскому Союзу, у которого тогда случилась размолвка с Пекином. Да и сам Моди принимает почести вполне благосклонно: например, в среду индийский премьер открыл фестиваль йоги у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Как скажутся на России попытки США по сближению с Индией? Рассуждает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов:

Алексей Куприянов старший научный сотрудник ИМЭМО РАН «Зависит от того, в каких именно формах оно продолжится, через сколько лет продолжится и вообще о чем. Что мы имеем в виду, когда говорим про продолжение сближения? Потому что, с одной стороны, сейчас Моди, когда поехал в Штаты, то, что он сейчас подписывает, это, в принципе, на самом деле, то, что Индии могут дать Штаты, но не можем дать мы. Это, например, самолетные двигатели, с которыми у нас самих проблемы. Это беспилотники Reaper разведывательно-ударные — у нас нет им аналога сейчас. Это высокие технологии, с которыми у нас сейчас тоже нет по большому счету нормальной индустрии в этом плане, и мы вынуждены покупать их у Китая, например. Или тоже импортировать с Запада сейчас через «серый» импорт. То есть по большому счету сейчас Штаты, пользуясь тем, что нам нечего Индии предложить в этих полях, а Индии все это надо, нужны технологии, нужны вооружения, то Штаты благополучно это партнерство развивают. Другое дело, что индийцы, по крайней мере сейчас, при жизни нынешнего поколения, исходят из того, что Индия должна сохранять так называемую стратегическую автономию во внешней политике и не становиться ничьим вассалом, ничьим союзником. То есть не брать на себя никаких обязательств, которые бы вынудили индийцев последующим каким-то образом вступать в открытый конфликт за чужие интересы».

Позицию самого Нарендры Моди по перспективам сближения с США можно будет оценить в четверг. Сначала индийский премьер выступит перед обеими палатами конгресса, затем Байден примет его в Белом доме для переговоров и официального ужина. Как пишет CNN, масштабы программы иллюстрируют значимость Индии для США как полноценного стратегического партнера. BBC (ресурс заблокирован в РФ) добавляет, что, несмотря на это, ни сам Моди, ни другие индийские чиновники пока не критиковали действия России.