Банк России прорабатывает возможность для российских инвесторов выйти из замороженных в 2022 году иностранных ценных бумаг, причем сделать это не с дисконтом, а с премией. Об этом рассказал первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По его словам, речь идет о выкупе этих активов с оплатой средствами на спецсчетах типа С, которые принадлежат иностранными компаниям и физлицам. На такие счета перечисляются дивиденды и другие выплаты нерезидентам из «недружественных» стран, которые не могут вывести оттуда средства без специального разрешения.

Как сказал Чистюхин, многие иностранцы фактически уже не надеются их получить. Поэтому продажа активов российских инвесторов может быть даже с премией, а не с дисконтом. Как выразился первый зампред ЦБ, в таком случае владельцы спецсчетов типа С смогут получить хоть что-то, а это уже большой плюс.

Непонятно, как это можно осуществить. Но технические детали нет смысла обсуждать, если есть сомнения в работоспособности самой схемы, считает независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов:

Максим Ульянов независимый финансовый эксперт, инвестор «Если честно, все текущие дискуссии и заявления я воспринимаю скорее как словесные интервенции, и, наверное, серьезно обсуждать какие-то юридические схемы того, как это возможно было бы осуществить, преждевременно. Концептуально все это возможно при наличии желания с обеих сторон. Мне кажется, самая главная проблема — в отсутствии уверенности в том, что наши контрагенты действительно заинтересованы в том, чтобы эта ситуация менялась. Подвешенность этой ситуации является частью того самого пресловутого санкционного давления. Наверное, когда мы увидим заинтересованность и готовность со стороны европейских регуляторов, международных организаций в решении этого вопроса, тогда и найдутся ответы по юридической структуре. В текущих условиях эта ситуация нерешаема, так как ее создание было изначально одной из целей по давлению на Российскую Федерацию».

Заявления первого зампреда ЦБ показывают, что регулятор ищет способы помощи российским инвесторам, чьи активы были заблокированы.

Но в предложенной схеме есть много потенциальных проблем. Во-первых, вряд ли иностранцы из «недружественных» стран захотят стать держателями евробондов России, а на них приходится достаточно большая доля в активах, замороженных европейскими депозитариями. Во-вторых, непонятно, сколько должен получить тот или иной российский инвестор в результате продажи бумаг по такой схеме. Продолжает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Действительно, очень сложно определить, кто является конечным бенефициаром. Здесь нет никакого решения, кроме как верить на слово. Но мне кажется, что те решения и те договоренности, которые мы видим, не про частного инвестора. Они про крупные фонды, про крупных игроков. Договориться по ним и понять, где именно их деньги, — задача более простая и реализуемая. Что касается продажи замороженных активов с премией к рынку, у меня большой вопрос: что является рынком? Есть, например, те же самые ОФЗ, которые вне российского периметра торгуют сейчас по 50%, на российском периметре выше 100%. Если премия к рынку — это то, что конечный клиент получит не 50%, а 70%, — да, это так. То, что кто-то сможет получить деньги с премией к реальной цене, я сомневаюсь. Наверное, таких механизмов не существует».

Точно не известно, сколько средств скопилось на спецсчетах типа С, которые ЦБ хочет направить на выкуп заблокированных активов российских инвесторов. По данным источников «Интерфакса», в конце прошлого года их объем приближался к 600 млрд рублей. Каков он сейчас, регулятор не сообщает.

Первый зампред ЦБ Чистюхин не уточнил, когда может быть реализована эта схема, он отметил лишь, что «она очень непроста в исполнении».