Почему «Яндексу» проще заплатить штраф, чем соблюдать требования «закона Яровой»?
Мировой суд в Москве назначил «Яндексу» штраф в 2 млн рублей за то, что компания повторно не предоставила ФСБ информацию о пользователях. Как это интерпретировать? И почему на ряд сервисов «Яндекса» требования вообще распространяются?
Читать на полной версииПервый раз «Яндекс» оштрафовали еще в прошлом году. Тогда на 400 тысяч рублей. Сейчас «Яндексу» грозил штраф в 6 млн рублей. Но суд ограничился 2 млн рублей. «Яндекс» признал вину. Почему IT-гигант так себя ведет? В компании говорят, что у них просто нет возможности соблюдать законодательство из-за антироссийских санкций, которые не позволяют закупать иностранное оборудование и программное обеспечение, необходимое для хранения и передачи информации органам безопасности. Эксперты, опрошенные Business FM, назвали аргумент неубедительным. И иностранное оборудование можно достать, и отечественные аналоги доступны. Другие же собирают, хранят и передают.
Просто стоит такое оборудование немалых денег. Платить штрафы дешевле. Гораздо сложнее ответить на вопрос, почему так себя ведут органы безопасности. Ведь, во-первых, массу информации о том, что делают пользователи интернета, хранят и передают по требованию те, кто дает россиянам доступ в Сеть: провайдеры и операторы связи. Во-вторых, ладно бы к «Яндексу» возникли претензии из-за поисковика или из-за «Яндекс.Маркета» — вдруг кто-то изучал или заказывал что-то запрещенное законом. Оштрафовали компанию из-за того, что ФСБ не предоставили информацию о пользователях «Яндекс.Услуг» — сервиса, где ищут уборщиц, сантехников, электриков и сборщиков мебели.
Эксперты затруднились с ответом на вопрос, какой интерес вызывает у спецслужб такой сервис. Как вариант — «требуют, потому что могут». Комментирует юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков:
Но почему ФСБ так интересны данные о том, кто, когда и куда вызывал мастера по ремонту стиральных машин? На самом деле, «закон Яровой» должны соблюдать все, кто попадает в реестр организаторов распространения информации, который составляет и обновляет Роскомнадзор. И от «Яндекса» там уже есть «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка» и так далее. Но там же есть такие ресурсы, как «ЯПлакалъ», «Пикабу», LiveJournal, Babyblog, Habr, «Дром», Тинькофф банк, «Сбербанк онлайн», «2ГИС», «Авито», BlaBlaCar, VK и другие сервисы. Правоохранителям так проще, указывает генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:
А вот тут еще одна интересная деталь. О маркетплейсах. Задачу в случае необходимости отслеживать и получать информацию от «Яндекс.Маркета» правоохранительные органы могут выполнить. А вот Wildberries и Ozon, например, в реестре организаторов распространения информации в сети Интернет нет.