В июне цены на природный газ в Европе выросли более чем наполовину после нескольких месяцев снижения. К основным причинам аналитики относят рост цен на фрахт танкеров, доставляющих американский СПГ через Атлантику, а также перебои в работе ключевых норвежских газопроводов.

Так, норвежский оператор газовой сети Gassco на прошлой неделе сообщил, что запланированная остановка на одном из его газоперерабатывающих заводов будет продлена до середины июля. Две другие газовые установки будут отключены на неопределенный срок. В прошлом году Норвегия заменила Россию в качестве крупнейшего источника импорта природного газа в ЕС.

Еще одна причина в том, что власти Нидерландов решили навсегда закрыть крупнейшее в Европе газовое месторождение Гронинген из-за повторяющихся подземных толчков.

Европейские цены на природный газ все еще намного ниже уровня прошлого лета. Но стремительный рост цен в этом месяце показывает, насколько уязвимым регион остается к любым перебоям в поставках после резкого сокращения импорта из России. Продолжает гендиректор по газовым проблемам Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач:

— Тот отскок цен, который произошел после падения, которое некоторые эксперты и политики называли окончанием газового кризиса, — это временное явление, было понятно. Уровень метеозависимости европейской энергосистемы сейчас экстремально высок, притом что сама доля нестабильных возобновляемых источников энергии еще не столь высока, как они хотят. Проще просто закрыть какое-то производство, сократить его, чем в зависимости от ситуации на спотовом рынке то включать, то выключать. По крайней мере, пока глобальный рынок газа не сбалансируется, будет теперь такой «родовой» травмой европейского энергетического газового рынка.

— Прогнозируют, что спрос на газ снизится.

— Спрос на газ в ЕС существенно разрушен за последние два года. Ралли на газовом рынке началось весной 2021 года, к началу осени мы видели цену в районе 1000 долларов за 1000 кубометров, это сократило рост промышленности. Плюс экономия бытовых потребителей — платежки в несколько раз выросли. Где-то невозможно сократить, а где-то это делается в ущерб, растет потребление угля. ЕС говорит, что он такой «зеленый», но на протяжении последних двух лет наращивалось сжигание угля на европейских электростанциях. Неудивительно, что им теперь коллеги из развивающихся стран, в том числе в Индии, говорят: «Вы нас призываете отказаться от угля, а сами наращиваете его использование». В итоге это сильно подрывает и имидж ЕС, и его социально-экономическое положение. Теория систем говорит, что рано или поздно равновесие будет восстановлено. Но какие будут издержки? Издержки уже весьма велики, растет стоимость всех сопутствующих услуг, рынок становится более рискованным, из-за санкций приходится использовать различные «серые» схемы — как производителям, так и потребителям энергоресурса. Где-то это возможно, где-то, как в газовой сфере, это приводит к серьезному упадку, не говоря уже об инфляции, закрытии производств, сокращении рабочих мест, повышении энергетической бедности, потому что многим европейцам такие цены на энергоресурсы не по карману. Дальше снижать температуру в домах можно, конечно, но это за рамками зоны комфорта.

По итогам торгов 16 июня цены на газ упали на 19% — до 370 долларов за тысячу кубометров. А днем ранее цена выросла на 30% и превысила 550 долларов.

Базовые цены на фьючерсы на газ выросли на 52% с начала этого месяца и достигли 38 долларов за мегаватт-час, согласно данным Независимой службы анализа сырьевых товаров (ICIS).

Рекордные уровни запасов газа в Японии и Южной Корее в сочетании с более слабым, чем ожидалось, восстановлением китайской экономики также снижают вероятность того, что Европа будет вынуждена вступить в очередную дорогостоящую борьбу с Азией за импорт СПГ в этом году, отмечают европейские аналитики.