«Пенсию» столичного следователя на 1,6 млрд рублей суд обратил в доход государства
В ходе процесса адвокаты Марата Тамбиева не смогли добиться допроса предполагаемого взяткодателя, заявившего, что он перевел сыщику в 2,5 раза большую сумму в криптовалюте
Читать на полной версииОбновлено 20 июня в 11:30
Никулинский суд Москвы изъял в доход государства рекордную сумму взятки в 1032 биткоина (около 24 млн долларов, или 1,6 млрд рублей), полученные, по версии следствия, бывшим начальником следственного отдела Следственного комитета по Тверскому району Москвы Маратом Тамбиевым от членов хакерской группировки Infraud Organization. Представляющие его интересы юристы против изъятия криптовалюты не возражали, однако просили признать ее «бесхозной».
Иск Генпрокуратуры судья Ольга Казакова рассмотрела с завидной пунктуальностью и оперативностью. Заседание, стартовавшее ровно в два часа дня, завершилось через полтора часа.
За это время представитель Генпрокуратуры Фанис Гильметдинов буквально в двух словах изложил позицию ведомства. Он сообщил, что проведенная прокуратурой проверка выявила несоответствие расходов Тамбиева доходам, а его представители в суде не смогли пояснить, каким образом их доверитель получил 1032 биткоина.
Криптовалюту, как считает следствие, бывший руководитель следственного отдела по Тверскому району столичного ГСУ СКР Марат Тамбиев получил 7 апреля 2022 года от членов хакерской группировки Infraud Organization братьев Марка и Константина Бергманов, а также Кирилла Самокутяевского за то, чтобы не накладывать арест на их активы.
Тамбиев расследовал их дело. Биткоины хранились у него в криптокошельке, доступ к которому удалось получить по фотографии, которая была обнаружена на жестком диске ноутбука MacBook Pro дома у следователя в папке под названием «Пенсия».
Интересно, что найденные у Тамбиева биткоины были конфискованы в рамках гражданского, а не уголовного процесса, говорит адвокат, партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
О даче же взятки Тамбиеву сообщили сами фигуранты, которые были освобождены от уголовной ответственности за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) согласно примечанию к данной статье.
Благодаря их показаниям Тамбиеву предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и арестовали. Сам он в гражданском судебном процессе участия не принимал, хотя это возможно было сделать по видеосвязи из СИЗО, чем регулярно пользуется другой бывший высокопоставленный силовик, экс-полковник МВД Дмитрий Захарченко, у которого изымают имущество (такие решения в отношении Захарченко Никулинский суд Москвы выносил дважды, а сейчас судья Ольга Казакова рассматривает очередной иск Генпрокуратуры к Захарченко и его родным).
«Бесхозная» криптовалюта
Представляющие интересы Тамбиева адвокат Николай Фрейтак и юрист Екатерина Хазова не возражали против того, чтобы криптовалюта была обращена в доход государства, однако они были против того, чтобы суд признал их доверителя собственником биткоинов и в своем решении указал, что деньги силовик получил за «противоправные действия» в пользу Бергманов и Самокутяева.
Они выступили за то, чтобы криптовалюту признали «бесхозной». При этом юристы подвергли сомнению проведенные в ходе следствия компьютерно-техническую и почерковедческую экспертизы, установившие принадлежность биткоинов Тамбиеву. Юристы утверждали, что оба исследования были проведены с нарушениями, и назвали доказательства «ничтожными». Представители ответчика ходатайствовали о вызове в суд экспертов и следователя.
Последнего и правда было бы интересно послушать в суде, чтобы тот объяснил любопытный момент. Как утверждали юристы, уже после подачи иска в суд следствие допросило Константина Бергмана, и тот поведал о том, что перечислил Тамбиеву тремя транзакциями гораздо большую сумму биткоинов: 2718, а не 1032, как это было указано в иске. Причем не 7 марта, а еще 22 января 2022 года. Это была половина всех заработанных хакерской группой денег, которую нашло следствие, показал Бергман.
По словам представителей Тамбиева, Бергман не был голословен. Он подтвердил свои слова скриншотами из системы блокчейн о переводе криптовалюты из одного криптокошелька в другой. Правда, они содержали несколько другие цифры — о переводе 2460 биткоинов.
«В иске — одно, в протоколе допроса Бергмана — другое. 2718 и 1032 — это, на мой взгляд, значительная разница в денежных средствах, и перепутать, сколько Бергман якобы давал ответчику, сложно», — заявила Екатерина Хазова.
Представители Тамбиева посетовали, что ранее ходатайствовали о вызове Бергмана в суд, но тот просьбу отклонил. Судья парировала, что они сами могли обеспечить явку свидетеля и тогда суд бы его допросил.
1,6 млрд рублей и еще госпошлина
Кстати, после того как судья Ольга Казакова не посчитала нужным вызвать на процесс следователя и экспертов, представители ответчика заявили ей отвод. Они утверждали, что защита Тамбиева была лишена возможности возражать на иск «без проверки данных прокуратуры». «Наша роль была сведена к нулю. Мы не доверяем вам. Рассчитывать на объективное беспристрастное рассмотрение дела невозможно», — сказал Николай Фрейтак.
Судья взять самоотвод отказалась и устроила юристам небольшой ликбез, разъяснив, что, во-первых, в гражданском процессе адвокаты не являются стороной защиты, они лишь представители ответчика по доверенности. А во-вторых, стадия отводов была в начале процесса и давно прошла, да и основания для него другие.
Для того чтобы вынести решение, судье потребовалось десять минут. Она удовлетворила иск Генпрокуратуры, обратив 1032 биткоина, или более 1,6 млрд рублей, в доход государства, а также взыскав с Марата Тамбиева госпошлину в размере 60 тысяч рублей. При этом биткоины в России находятся вне правового поля. То есть они не запрещены, но законных механизмов работы с ними для государства пока нет. О том, что власти будут делать с тысячей биткоинов в криптокошельке, рассуждает инвестбанкир, автор телеграм-канала «Биткоган» Евгений Коган:
При этом юристы говорят, что если государство обратит биткоины в наличные деньги, то потеряет существенную улику для будущего уголовного процесса против Тамбиева по делу о получении взятки. Опрошенные Business FM эксперты также сходятся во мнении, что сумма взятки слишком велика для должности, которую занимал Марат Тамбиев.
Его представители пообещали обжаловать принятое решение в апелляции. Ранее в ходе процесса они отмечали, что оно еще «всплывет» в ходе уголовного дела Тамбиева, так как создаст преюдицию — когда обстоятельства, установленные судом в ходе гражданского процесса, должны будут приниматься следователем или другим судом без дополнительной проверки.
Мягкий приговор
Куда делась остальная криптовалюта, осталось за кадром. По данным телеграм-канала «ВЧК-ОГПУ», еще 1032 биткоина ушли сотрудникам Управления «К» МВД РФ, осуществлявшим оперативное сопровождение по делу, а кому досталось еще 600 — неизвестно.
Что же касается Марка и Константина Бергманов, Кирилла Самокутяевского и еще одного участника группировки хакеров, Андрея Новака, то они в марте 2023 года по приговору Таганского суда Москвы получили условные сроки от 2,5 до 3,5 года лишения свободы за создание маркетплейса, на котором кто угодно мог приобрести украденные данные банковских карт и иностранных номеров социального страхования (SSN). Фигурантов признали виновными в «неправомерном обороте средств платежей, совершенном организованной группой» (ч. 2 ст. 187 УК РФ). Дело было заслушано в особом порядке — без исследования доказательств, так как фигуранты заключили сделку со следствием. При этом оставшиеся после «дележки» со следователем Тамбиевым биткоины остались у лидеров хакерской группировки как полученные в ходе предпринимательской деятельности.