Владимир Путин в Петербурге провел встречу с делегацией лидеров семи стран Африки, которые прибыли для обсуждения возможностей урегулирования ситуации вокруг Украины. В составе делегации — президент Замбии Хакаинде Хичилема, председатель Африканского союза, президент Коморских островов Азали Асумани, президент Сенегала Макки Салл, президент ЮАР Сирил Рамафоса, премьер-министр Египта Мустафа Мадбули, государственный министр, директор кабинета президента Конго Флоран Нтсиба и специальный посланник президента Уганды по особым поручениям Рухакана Ругунда. Ранее делегация побывала в Киеве и провела встречу с президентом Украины Владимиром Зеленским. Как можно оценить результаты визита?

Многие заранее скептически оценивали перспективы миротворческой миссии африканских лидеров. В то же время стоит отметить их инициативу как первую в истории попытку лидеров стран Черного континента выступить с миротворческой миссией в Европе. Возможно, отчасти отсутствие опыта проведения подобных переговоров, но также и осторожность в собственных оценках перспектив выдвигаемого плана способствовала тому, что этот план из десяти пунктов выглядит довольно обтекаемо.

В нем говорится о необходимости завершить боевые действия, не допускать эскалации конфликта, признать суверенитет обеих стран, создать гарантии безопасности, открыть морской коридор для продовольствия, произвести обмен пленными и предпринять усилия для «возрождения территорий».

Особой конкретикой все эти предложения подкреплены не были, что дало основания как Украине, так и некоторым российским политикам еще до приезда делегации выразить свой скепсис относительно данного плана как не отвечающего интересам той или другой стороны.

Визит в Киев вообще обошелся не без казуса, поскольку совпал по времени с воздушной тревогой над городом. Да еще Польша задержала на сутки самолет с членами делегации и охраной президента ЮАР Рамафосы, что выглядело довольно унизительно и даже как-то по-колониальному. Однако Рамафоса, оставив охрану в тылу, смело отправился в Петербург на встречу с Путиным без нее.

Российский президент в ходе встречи с африканской делегацией был предельно корректен и высказывал всяческую признательность за проявленную миротворческую инициативу. Он не позволил себе ни одного критического замечания в адрес выдвинутого плана, который вряд ли вообще можно рассматривать всерьез. При этом воспользовался возможностью, чтобы ознакомить гостей с собственной трактовкой событий на Украине, противопоставив ее той, которую лидеры семи стран услышали в Киеве. И если там их свозили посмотреть на последствия известных драматических событий в городе Буча, куда возят практически всех иностранных гостей Владимира Зеленского, то Владимир Путин выдал свою домашнюю заготовку. Он продемонстрировал проект соглашения, который, по его словам, был парафирован делегацией Украины весной прошлого года.

По его словам, он назывался «Договором о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины», и в нем было 18 статей. Путин показал гостям этот документ, а также приложение к нему, которое, как он разъяснил, касалось вооруженных сил, включая определение количества единиц боевой техники и личного состава. Однако затем, продолжил разъяснение Путин, едва Россия отвела войска от Киева, «киевские власти и их хозяева выбросили это все на свалку истории». Он никак не комментировал ранее прозвучавшие откровения белорусского президента Александра Лукашенко, согласно которым проект мирного договора между Россией и Украиной предусматривал якобы передачу Крыма в аренду России. Впрочем, еще ранее этот тезис опроверг Дмитрий Песков.

Путин в очередной раз изложил свою версию событий на Украине, начиная с госпереворота 2014 года, настаивая, что признание республик Донбасса независимыми в начале 2022 года произошло на основании Устава ООН, после чего Россия приняла решение защитить их жителей.

Таким образом, встреча российского президента с африканскими лидерами преследовала главной целью не столько обсуждение некоего обтекаемого плана урегулирования, сколько была попыткой убедить партнеров в правоте позиции Москвы, подкрепляя ее собственной аргументацией. Расчет, по крайней мере, на частичное понимание своей позиции в глазах африканских лидеров. Чему также призвана способствовать риторика на тему неоколониализма, каковую политику, как не устает в последнее время повторять российский президент, преследует коллективный Запад, в том числе в отношении украинского конфликта.

Если в результате такого диалога с африканскими лидерами действительно возникло хотя бы частичное понимание российской позиции, то это призвано прежде всего предотвратить присоединение этих стран к западным санкциям. Не случайно в ходе встречи с африканскими гостями Путин обратил внимание на судьбу так называемой зерновой сделки, всячески подчеркивая, что важнейшим мотивом для Москвы присоединиться к ней было желание облегчить ситуацию с продовольствием в странах третьего мира.

В который раз российский президент повторил тезис о том, что подавляющая часть вывезенной из украинских портов сельхозпродукции не была направлена этим странам. По его словам, по состоянию на 15 июня из украинских портов вывезено 31,7 млн тонн сельхозпродукции, тогда как в Африку направлено лишь 976 тысяч тонн — всего 3,1%. Что это, как не проявление того самого неоколониализма, в логике российского президента?

Дальнейшая судьба африканской миротворческой инициативы, скорее всего, понятна. Тем более что и в Киеве, и на Западе к ней отнеслись крайне скептически, как к очередной неприемлемой попытке заморозить конфликт в угоду России. Однако если теперь африканские миротворцы попробуют соединить свои усилия с Китаем, то главным результатом станет не столько отсутствие прогресса в этом самом миротворчестве, сколько препятствование расширению западного санкционного давления на Россию за счет присоединения к нему новых стран.

Помимо этого, российский президент наверняка обсудил с коллегой из Южной Африки перспективы своего возможного участия в саммите БРИКС, который намечен на август в Йоханнесбурге. Пока формат участия лично Путина не прояснен в свете имеющегося ордера на его арест, выданного Международным уголовным судом в Гааге.